Принципы штрихового кодирования
Введение
Наличие штрихового кода на потребительском товаре, а если быть точным, то не только на нем, но и на транспортной упаковке, стало нормой уже давно. Известно, что теперь практически 100% продукции, которая выпускается в развитых странах мира для потребительского рынка, имеет на упаковке (или на этикетках, что сопровождают товар) штриховой код EAN, который определяет производителя и товар. Это способствует повышению конкурентоспособности, увеличению спроса на эту продукцию и удовлетворяет современным нормам торговли и внешнеторгового обмена. Нанесение штрихового кода на упаковку и этикетки стало обязательным требованием в США, Канаде, странах Западной Европы и Юго-восточной Азии, а в некоторых из них даже запрещено импортировать и реализовывать на рынке продукцию без штрихового кода EAN или UPC.
История штрихового кодирования Первое упоминание о штриховой кодировке приходится на тридцатые годы - в Гарвардской школе бизнеса была защищена диссертация на такую тему, а вскоре по завершении Второй мировой войны получен патент на штриховые коды. Но на практике их применили лишь в 60-х годах американские железнодорожники при выполнении дежурной идентификации своих вагонов. С развитием микропроцессорной техники работа с кодами значительно ускорилась, и уже в 1973 г. США приняли Универсальный товарный код (UPC), пригодный к использованию как в промышленности, так и в торговле. В Европе в 1977 г. под названием Европейской системы кодировки (EAN) утвердилась своя система кодировки. В настоящее время в мире существует немало вторых кодов, но они не имеют такого распространения как коды UPC и EAN. Ведь ими кодируется до 90% всех товаров, что производятся в США, 80% ФРГ, около 70% - во Франции, почти 50% - в Швеции и т.д.
За границей настойчиво придерживаются принципа ответственности производителя товаров за нанесение на товар штриховых кодов, и в условиях существующей там конкуренции этот принцип постоянно соблюдался. Более того, для многих фирм нанесение штрихового кода на товар или его упаковку поднимает их престиж, часто играет роль рекламы товара и самого предприятия. Информация, заложенная в штриховом коде, предназначена в первую очередь для продавцов, а в целом и для потребителей. Суть в том, что штриховой код вначале создавался как средство передачи информации вдоль товарной цепи: производитель, оптовик, розничный продавец, покупатель. На первых двух участках этой цепи штриховой код помогает грамотно, квалифицировано, качественно обслужит партию товара; знать, когда, кому, сколько, по какой цене ее было отгружено. А в предприятии торговли знать, какой товар, по какой цене в этот момент пользуется наибольшим спросом, куда обратиться за пополнением этого запаса и тому подобное. Кроме того, штрих-код облегчает инвентаризацию, учет, контроль, сохранение продукции. Если купленный товар оказался некачественным, обращаясь к продавцу, покупатель может легко установит фирму-поставщика этого товара и заявит ей свои претензии. В случае, когда продавец не имеет необходимой информации, он (или покупатель) может обратиться с соответствующим вопросом к национальной ассоциации автоматической кодировки продукции, которая существует в каждой стране-члене ЕА. ............