Введение
Постоянные социальные изменения, характерные для современной России, когда в обществе формируются новые стандарты жизни, смыслы и ценности, оказывают влияние на процесс социализации подростков. Подростки – это социальная группа, наиболее чутко реагирующая на происходящие изменения, поэтому особенный интерес представляют изменения, происходящие в их сознании. В подростковом возрасте происходит осознание собственной идентичности и формирование образа Я, что проявляется в формировании системы ценностных ориентаций, а так же в осознании времени своего существования, жизненного пути, и построении временной перспективы личности.
Перспективы подростков больших и малых городов
В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. В старшем подростковом возрасте появляется система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств, которая еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути подростков ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными.
Особый интерес представляет рассмотрение этой проблемы во взаимодействии с фактором окружающей среды. Современные исследователи отмечают, что окружающая среда (природная, созданная человеком, социальная) имеет существенное значение для социализации индивида. Различные темпы развития и урбанизации общества приводят к тому, что процесс социализации подростков в больших и малых городах может значительно различаться. Поэтому изучение процесса социализации в зависимости от величины города, является одним из аспектов рассмотрения влияние города как особого окружающего мира на становление личности, и в частности, на построение временной перспективы.
В данной работе мы рассматриваем особенности временной перспективы подростков малых и больших городов. Представляется, что в особенностях временной перспективы подростков находят отражение как возрастные, так и социальные факторы, а именно, мы предполагаем, что: 1)большинство старших подростков ориентированы на фактор «будущее» во временной перспективе; 2)имеются значимые различия между особенностями временной перспективы подростков малого и большого города. В исследовании приняли участие 60 подростков 15-16 лет, учащихся в школах Москвы (большой город) и городов с населением около 20 тыс. чел. Краснодарского края. Испытуемым предлагалось заполнить опросник Зимбардо по временной перспективе, который позволяет анализировать временную перспективу личности по пяти измерениям: «негативное прошлое», «гедонистическое настоящее», «будущее», «позитивное прошлое», «фаталистическое настоящее». Методика основывается на теоретическом фундаменте, объединяющем мотивационные, когнитивные и социальные процессы. Имеет хорошие показатели валидности и измеряет временную перспективу по различным измерениям. ............