Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П. А. СТОЛЫПИНА»
Курсовой проект
 по дисциплине «Исследование социально-экономических процессов»
 на тему: «Гражданское и патриотическое воспитанное молодежи».
 Саратов 2008
 
  Содержание
  
 1. Проблематизация
 2. Операционализация
 3. Методы исследования
 3.1 Анкетирование
 3.2 Экспертное интервью
 3.3 Наблюдение 
 Выводы 
 Приложение 1 «Фокус-группа»
  
 
  1. Проблематизация
  
 Проблематизация - формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. Проблематизация определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении. Термин проблема употребляется как минимум в трех смысловых значениях: 
 1) как препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелю средствами и методами. Собственно проблема в этом смысле характеризует не само препятствие, а отношение деятеля к препятствию (она есть субъективное отношение к препятствиям при достижении целей). В такой субъективной трактовке проблема может восприниматься как вызов, требующий ответа, усилия, подвига или изобретения. 
 2) как "ученое незнание" или знание о незнании. 
 3) как столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же.
 В настоящее время для нашей страны насущной проблемой становится воспитание молодежи. Так как молодежь – это будущее страны, гарант ее экономической, политической, социальной стабильности. Молодежь – это настоящие и будущие успехи страны в промышленности и сельском хозяйстве, в культуре, науке, технике, спорте. Молодежь составляет треть всех жителей России и 48% экономически активного населения. Гражданская ответственность и патриотизм молодежи - одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития России, ее продвижения по пути демократии и строительства гражданского общества. 
 Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамический процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, средства массовой информации и другие. 
 Основной целью государства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. 
 В последние годы государство стало уделять немало внимания воспитанию молодежи: была разработана и утверждена федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг. Все это, безусловно, оказывает большое влияние на молодежь и способствует формированию ее гражданских и патриотических позиций. Но многие молодые люди не имеют ясного представления о федеральной целевой программе. 
 Таким образом, становится ясно, что гражданское и патриотическое воспитание молодежи зачастую осуществляется только на словах. Сами же молодые люди не совсем видят и понимают роль государства в этом процессе. В чем причина этого? И как можно решить эту проблему?
 Объектом исследования являются молодые люди от 16 до 30 лет.
 Предметом исследования являются:
 1)         факторы, влияющие на формирование гражданского и патриотического воспитания молодежи; 
 2)         оценка молодыми людьми места государства в процессе гражданского и патриотического воспитания (анкетирование);
 3)         целевая федеральная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
 Цель: определить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»; роль государства в формировании гражданских и патриотических чувств молодежи.
 Задачи:
 1)         выявить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» (анкетирование);
 2)         выявить понимание молодыми людьми понятий «гражданственность», «патриотизм» (анкетирование);
 3)         выяснить отношения молодежи к действиям властей по решению данной проблемы (анкетирование);
 4)         выяснить роль государства в формировании гражданских и патриотических чувств (экспертное интервью, наблюдение).
 Гипотезы:
 1) возможности молодежи в участии программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» ограничены из-за недостаточной информированности; 
 2) незнание понятий «гражданственность», «патриотизм» отрицательно сказывается на гражданском и патриотическом воспитании; 
 3) не понимание молодежью роли властей в формировании гражданских и патриотических чувств происходит из-за недостаточного обсуждения общественностью этой проблемы.
  2. Операционализация
  
 Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.
 Интерпретации подлежат следующие понятия:
 Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
 Гражданское воспитание – воспитание в духе нравственности.
 Гражданственность – чувство неразрывной связи с народом.
 Молодежь – молодые люди: юноши, девушки; социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально – психологических свойств.  ............