Часть полного текста документа:Проблемы преподавания экономической теории в вузе Н.В. Мухаровский, Омский государственный университет, кафедра экономической теории и предпринимательства 1. Введение В процессе перестройки курса экономической теории в вузах необходимо, очевидно, решить прежде всего проблему соотношения традиций и догм. На мой взгляд, это не одно и то же. Если от второго следует решительно отказаться, то первое является необходимым условием эффективного формирования новых учебных курсов - прежде всего по основам экономической теории. В России сегодня взят "крен" именно в сторону абсолютизации чужого опыта и отказа от сложившихся традиций преподавания экономических дисциплин в отечественной высшей школе. Это вряд ли даст ожидаемый результат как в развитии самой экономической теории, так и в практике. В связи с этим хотелось бы обратить внимание, во-первых, на ряд сложившихся у нас положительных традиций в процессе преподавания экономической теории, которые необходимо учитывать в при формировании новых учебных программ, во-вторых, на негативные аспекты, возникающие в ходе перестройки курсов по экономической теории, от которых, на мой взгляд, следует отказаться. 2. Традиции и издержки обновления в преподавании экономической теории Прежде всего нельзя отказаться от сложившегося в предшествующие годы фундаментального характера образования, обеспечиваемого читаемыми курсами и спецкурсами по экономической теории. Очевидно, это не требует особых доказательств. Кроме того, к положительным традициям следует отнести комплексность и системность образования. За многие годы сложились экономические дисциплины, которые раскрывали закономерности развития экономической теории и народного хозяйства в национальных и международных аспектах. Имела место четкая логическая последовательность в преподавании различных дисциплин, материал "наслаивался" как в хронологическом порядке, так и по степени сложности. Очевидно, при отказе от сложившихся догм и идеологизации, что является закономерным процессом, нельзя "выплескивать и ребенка", т.е. тот огромный вклад в развитие экономической теории, который внесли, например, представители марксистской школы. Взять хотя бы теорию товарного производства ("Капитал" К.Маркс, "Развитие капитализма в России" В.И.Ленина и т.д.), не говоря уже о вкладе этой школы в разработку методологии экономического исследования, которая признана, оценена и широко используется зарубежной высшей школой. Далее, в современных отечественных учебниках по экономической теории содержание формируется по принципу универсальности, т.е. сюда включаются самые различные проблемы по экономической теории, макро- и микроэкономике, проблемам экономического роста, истории экономических учений, рыночной экономике и т.д. Другими словами - это курсы экономических проблем, а не экономической теории, которая оказалась "размытой" в этих учебных пособиях. Между тем курс основ экономической теории имеет свой предмет и метод, перечень проблем, составляющих цельное произведение, законченный курс. Он является базой, на которой должны читаться другие курсы - микро- и макроэкономики, рыночные отношения, экономический рост, история экономики и экономических учений и др. Есть еще один аспект в этой проблеме. ............ |