Часть полного текста документа:Профессионализм практического психолога и тенденции развития психодиагностики. Л.А. Ясюкова Говоря о тенденциях развития психодиагностики, мы не имеем в виду создание новых методик или улучшение качества их разработки. Мы хотим обратить внимание на новое, только зарождающееся направление, которое можно определить как разработку психолого-социальных диагностических технологий. Диагностическая технология - это не просто комплект методик, а взаимосвязанный методический комплекс, который позволяет глубоко и полно исследовать конкретную ситуацию, выявлять суть затруднений или нарушений развития, а также причины, их породившие. Он содержит рекомендации по нормализации развития и устранению причин, порождающих конкретные проблемы, реализуемые не только силами самого психолога, но и с использованием ресурса ближайшего социального окружения. Диагностические технологии создаются с учетом законов развития, действующих в определенный жизненный период, и основных факторов, положительно и отрицательно влияющих на процесс развития и формирующих, соответственно, один из наиболее вероятных жизненных сценариев. В диагностической технологии особо выделяются типичные проблемы развития конкретного периода, предлагаются методы их ранней диагностики, профилактики и предупреждения. Это направление зарождается в России не вследствие теоретико-экспериментальной развитости нашей науки, а, как всегда, в связи с острыми практическими проблемами. За последнее десятилетие в нашей стране резко возросла популярность психологической помощи и значительно увеличилось число психологов-практиков, в то время как глубина их теоретической подготовки остается явно недостаточной. Причем сами практикующие психологи обычно не осознают недостаточности собственной подготовки, поскольку существуют возможности объяснения и оправдания невысокой эффективности итоговых результатов деятельности различными "объективными" причинами, а также выделением специфической психологической результативности, достижение которой удовлетворяет специалиста, хотя клиент своей цели и не достигает. Известно, что профессионализм практического психолога заключается в умении работать на конечный результат, на выполнение заказа клиента. Однако существуют различные мнения в понимании того, в чем именно этот результат состоит. Сегодня, к примеру, принято достаточно четкое разграничение обязанностей в помощи неуспевающим школьникам. Обеспечение освоения учебного материала входит в обязанности педагога. Недостатки речевого развития, проблемы чтения и неграмотного письма должен ликвидировать логопед. Задача психолога состоит в нормализации эмоционального состояния ребенка и его взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми, а также в тренировке его психических процессов (например, памяти или внимания). Каждый специалист выполняет свою часть работы. Предполагается, что в результате их совместных усилий ребенок будет хорошо учиться и с удовольствием ходить в школу. Именно этого, к сожалению, обычно и не происходит, хотя каждый специалист видит успехи ребенка, демонстрируемые им на занятиях. Мы не будем касаться работы педагога и логопеда, а рассмотрим, как помогает неуспевающему школьнику психолог. ............ |