Муниципальное образовательное учреждение
 Дополнительного образования детей
 «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
 с. Барда
 Программа летнего лагеря
 «Город Звезд»
  
 Возрастной состав 7-15 лет
 Автор-составитель:
 Раимова Айгюль Ильдаровна
 МОУ ДОД «Дом детского творчества»
 с. Барда 2009
  Обоснование программы 
Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор.
 Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников является той средой, которая так необходима ребенку. 
 Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность – одно из необходимых условий социализации и интеграции детей. 
 Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции. Форма сюжетных игр адекватна тем воспитательным задачам, которые ставит перед собой педколлектив лагеря. Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры «Город ЗВЕЗД» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительные качества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных общностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска, героизма и авантюр – очень привлекателен для подростков и отвечает их стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвенно расширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к творческой деятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни. 
Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет, отождествляясь с избранным героем, действовать в воображаемой ситуации и через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием. 
 Таким образом, множество проблем в личностном развитии, и прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.
 Планирование и работа ориентирована на использование технологии непрерывного проектирования. Эта технология уже зарекомендовала себя положительно и отвечает главной цели программы – создание условий для самоактуализации детей и подростков. Действительно, следование заранее жестко установленному плану не позволяет гибко реагировать на изменения, происходящие в коллективе (отряде, лагере) и откликаться на индивидуальный темп включения ребенка в общелагерные процессы. Технология непрерывного проектирования позволит учитывать все изменения и адекватно менять конкретные мероприятия в рамках сюжета.
 Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации.
 Цели смены
 1.  Создание благоприятных условий для самоактуализации детей и подростков на основе сюжетно-ролевой игры.
 2.  Выявление и развитие у подростков творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детских органов самоуправления Дома детского творчества.
 Задачи смены
 1.  Создание микроклимата доброго общения;
 2.  Создание коллектива (коллективов – отрядов) детей, подростков и взрослых на принципах принятия, сотрудничества, творчества;
 3.  Апробация программы сюжетно-ролевой игры в условиях летнего лагеря.
 4.  Включение каждого ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.
 5.  Создание условия для реализации творческих способностей детей.
 Направления работы
 1.  Коллективно-творческая деятельность:
 -  подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;
 -  поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.
 2.  Продуктивная деятельность:
 -  участие детей и подростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.;
 -  ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.
 3.  Игровая деятельность:
 -  участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;
 -  ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры.
 4.  Оздоровительная деятельность:
 -  Ежедневная утренняя зарядка;
 -  Ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день)
 -  участие детей и подростков в различных классах – мастерских – фольклор, танцы и т.п.
 -  воздушные ванны и водные процедуры.
 5.  Психологическое направление:
 -  изучение психологических особенностей каждого ребенка;
 -  создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;
 -  организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.
 Виды и формы деятельности
 -  коллективно-творческие дела;
 -  игровые программы, игры, конкурсы, концерты;
 -  индивидуальные и групповые беседы;
 -  психологические тренинги;
 -  командная (отрядная) работа;
 -  работа в классах – мастерских; 
 -  нетрадиционные формы работы.
 Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения 
Педколлектив – вожатые и воспитатели, те, кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и совместную деятельность детей и подростков.  ............