Часть полного текста документа: Центр Непрерывного Образования Кемеровского Государственного Университета Городской Классический лицей г. Кемерово "Производные имена в информативных жанрах" Научный руководитель: Кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко Выполнил: Валентинова Дарья, 9 "а" Кемерово-2000. ЦНО Кемеровского государственного университета Городской классический лицей Работа ученицы 9-а класса Валентиновой Дарьи. Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................2 ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ ОГОНЁК":.......................................................6 ПРОИЗВОДНЫЕ, НАЙДЕННЫЕ В ЖУРНАЛЕ "КОМПЬЮТЕРРА":....................................16 ВЫВОДЫ:....................................................................................................................................... 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:...................................................................... 25 ИСТОЧНИКИ;................................................................................................................................. ВВведение. 1. Словообразование как основной способ пополнения лексики русского языка постоянно будет привлекать внимание исследователей, как с формальной так и с содержательной стороны. 2. Производные слова, созданные по языковым моделям (иначе -узуальные слова), и окказионализмы (слова, созданные с нарушением закономерностей) используются в текстах разных жанров с большим спектром функциональных ролей. 3. "Языковая игра была и остаётся в поле зрения лингвистов: однако наиболее обстоятельно изучены лишь формальные способы её создания. Не менее интересно взглянуть на языковую игру как на средство оптимального выражения образа мысли, характера профессиональной и любой другой деятельности социума или отдельного индивида". /Н. А. Прокуровская/ 4. Объектом нашего анализа мы избрали производные в структуре заглавия статей - информации, помещённых в журналах Научный руководитель: кандидат филологических наук Н. А. Прокуденко "Компьютерра" и "Огонёк". 5. Разные по назначению и характеру читательской аудитории, эти журналы, вероятно, даже в одинаковом по типу жанре не могут не повлиять на предназначение заголовков в них. Поэтому в качестве рабочей гипотезы мы выдвинули тезис о чисто информативной и информативно-эмоциональной роли производных в составе заголовков. 6. Как показало наше исследование, производные употребляются в заголовках следующих четырёх типов: • в заголовках, представленных одной лексемой • в заголовках - словосочетаниях • в заголовках - предложениях • в заголовках - комплексах предложений Наиболее частотными являются заголовки -лексемы, с которых мы и начнём свои наблюдения. В журнале "Огонёк" они представлены только окказиональными образованьями. Производные, найденные в журнале "Огонёк": 1. Одна лексема Окказиональное словообразование: а) С переносом семантики одного из словообразующих компонентов на получившийся окказионализм: • БИТОВУХА(№5от1.02.1999г.) Статья автора о самом себе. Его рассуждения о мире, о том, что каждый может для этого мира сделать. Автора зовут Андрей Битов. Словообразовательный путь: Искусственно выделенный от фамилии корень -БИТ- + наложение на просторечное слово БЫТОВУХА. Наблюдается частичный перенос семантики слова БЫТОВУХА на окказионализм. Цель создания окказионализма: Привлечение внимания. Обобщение БЫТОВЫХ мыслей Андрея БИТова. • ВИДЕОТИЯ (№1-2 от 4.01.1999г.) .Статья - обзор фильмов, причём по критериям обыкновенных зрителей, непрофессионалов. Словообразовательный путь: На слово ИДИОТИЯ накладывается корень -ВИДЕО- (происходит замена корневой гласной -И- на -Е-). ............ |