1) Опираясь на материалы учебников, учебных пособий и научных изданий по педагогике, проанализируйте процесс становления понимания обучения как целостного явления.
Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся. Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.
Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.
2) Выберите правильный ответ, доказав ошибочность остальных:
Современная дидактика утверждает, что процесс обучения развивается по схеме:
а) Ясность ассоциации, система, метод.
б) Ощущение трудности, формулировка проблем, выдвижение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятельность в соответствии с гипотезой.
в) Подготовка к изучению знаний, решение познавательной проблемы, обобщение и систематизация добытых знаний, применение на практике.
Дидактика есть часть педагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научной дисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые тесно связаны с воспитанием и являются его органической частью. Задача дидактики на всех этапах ее исторического развития состояла в том, чтобы определить содержание образования новых поколений, изыскать наиболее эффективные способы вооружения их полезными знаниями, умениями и навыками и вскрыть закономерности этого процесса.
Если рассмотреть взгляды Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841), который выявил четыре ступени процесса усвоения предметов и явлений:
углубление в состоянии покоя - ясность, углубление в состоянии движения - ассоциация, осмысливание в состоянии покоя - система, осмысливание в состоянии движения - метод.
С такой трактовкой процесса обучения нельзя согласиться. Она порождена идеалистической позицией автора, сводящего усвоение к субъективным, замкнутым в себе действиям, которые к тому же формально разобщены. Дело не меняется от того, что каждая из ступеней обучения реализуется особыми дидактическими приемами. ............