РЕФЕРАТ
 по курсу «Юридическая психология»
 «Психологические особенности ресоциализации осужденных»
 
  Содержание
 Введение
 1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных
 2. Направления ресоциализирующей деятельности
 3. Социально- психологические аспекты ресоциализирующей деятельности
 4. Деятельность психолога в исправительных учреждениях
 Заключение
  
 
  Введение
 Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными. 
 В таких «боевых» условиях в большинстве ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием правонарушителей. Наоборот – личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни – их лучше вытеснить, самооправдать и забыть. 
 Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы. 
 Для того чтобы современные ИУ, стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизлечения. 
 В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие: 
 - психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, 
 - выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции; 
 - разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации; 
 - осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий; 
 - всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций; 
 - разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация; 
 - организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях;
 - широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения. 
 Исправительная психология изучает психологические стереотипы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полнощной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффектности наказания, динамику личности осужденного в процессе ее исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения в условиях социальной изоляции, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
 Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой устойчивости прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений.
 Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида.  ............