Белорусский Национальный Технический Университет
Автотракторный факультет
Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей»
Контрольная работа
по дисциплине «Технология производства и ремонта автомобилей»
Тема: «Разработка технологического процесса изготовления шестерни четвертой передачи автомобиля ЗИЛ»
Содержание
1 Анализ технологичности конструкции детали
2 Определение типа производства
3 Обоснование способа получения заготовки
4 Выбор технологического маршрута и составление плана операций технологического процесса изготовления детали
5 Нормирование технологических операций в соответствии с маршрутом изготовления
6 Определение потребного количества оборудования
Список использованных источников
1 Анализ технологичности конструкции детали
Деталь- шестерня 4-ой передачи изготовлена из легированной стали 20Х и проходит термическую обработку, что имеет большое значение в отношении короблений, возможных при нагревании и охлаждении детали. В этом смысле перемычка, связывающая тело зубчатого венца и ступицу, расположена неудачно, так как при термической обработке возникнут односторонние искажения. Зубчатый венец уменьшится в размерах н вызовет сжатие ступицы с левого торца. Таким образом, отверстие приобретет коническую форму, что скажется на характере искажения зубчатого венца. Поэтомy перемычку между венцом и ступицей следует в осевом сечении расположить наклонно, как это указано на чертеже пунктиром. Такое конструктивное изменение приведет к меньшим искажениям при термической обработке. Деталь, по-видимому, не обладает достаточной жесткостью для применения методов пластического формообразования зубчатого венца, а также протягивания шлицевого отверстия в ступице, и некоторое усиление ступицы с этой целью не приведет к значительному увеличению заготовки. Вывод о недостаточной жесткости следует проверить расчетом.
С точки зрения механической обработки зубчатые колеса вообще нетехнологичны, так как операция нарезания зубьев со снятием стружки производится в основном малопроизводительными методами.
При конструировании деталей должны учитываться вопросы повышения производительности зубообработки. Так, например, наличие выступа относительно зубчатого венца па левом торце неизбежно приведет к тому, что при одновременной обработке двух деталей зубофрезерованием между ними придется установить прокладку в виде кольца, что увеличит длину резания и, следовательно, снизит производительность процесса. Это приведет также к тому, что на нижнем торце верхней детали при зубофрезеровании образуются заусенцы, которые нужно будет снять. Возможно, эти факторы могли быть учтены при конструировании детали, и технологичность ее была бы значительно улучшена.
Деталь относится к классу деталей типа «диск», т.к. отношение длины детали к ее наружному диаметру не превышает 2-х и составляет: L/D=85/216=0.42.
Деталь выполняется из стали 20Х ГОСТ 4543-88, масса 8.22 кг.
Химический состав приведен в таблице 1.1, а физико-механические свойства в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Химический состав стали 20Х ГОСТ 4543-88
Содержание элементов, % С Mn Si X Ni Др. элементы 0.17-0.23 0.5-0.8 0.17-0.37 0.7-1.0 - -
Таблица 1.2 - Механические свойства стали 20Х ГОСТ 4543-88
Твердость HB, МПа
Предел текучести
σТ,Па
Предел прочности
σВ,Па
Относительное удлинение σ,% 179 650 800 11
2 Определение типа производства
Тип производства можно определить ориентировочно на основании опытной зависимости по годовому объему выпуска и массе детали, используя данные таблицы 2.1., а также коэффициентом закрепления операций Кзо, который показывает отношение всех различных технологических операций, выполняемых или подлежащих выполнению подразделением в течение месяца, к числу рабочих мест. Так как Кзо отражает периодичность обслуживания рабочего всей необходимой информацией, а также снабжения рабочего места всеми необходимыми вещественными элементами производства, то Кзо оценивается применительно к явочному числу рабочих подразделения из расчета на одну смену;
Практическое значение Кзо для массового производства может быть 0,1—1,0.
Таблица 2.1 – Ориентировочное определение типа производства по годовому объему выпуска и массе деталей
Тип производства Годовой объем выпуска деталей при массе До 1,0 кг 1,0-2,5 кг 2,5-5,0 кг 5-10 кг Свыше10 кг Единичное До 10 До 10 До 10 До 10 До 10 Мелкосерийное 10-2000 10-1000 10-500 10-300 10-200 Среднесерийное 1500-100000 1000-50000 500-35000 300-25000 200-10000 Крупносерийное 75000-200000 50000-100000 35000-75000 25000-50000 10000-25000 Массовое Свыше 200000 Свыше 100000 Свыше 75000 Свыше 50000 Свыше 25000
Принимаем среднесерийный тип производства.
Предварительный расчёт норм времени ведётся по приближённым формулам [2, прил. ............