Волгоградский социально педагогический колледж
Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Баландин Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар
Волгоград 2010
Ключевые слова: дети 6-10 лет, познавательные процессы, темпы прироста, физическое воспитание.
Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека [4, 13].
Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов [11]. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для их развития у детей [5, 6, 7, 11].
К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса [8, 10, 14].
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и младших школьников [3, 9, 10].
Методика и организация исследования. Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых характеристик психики ребенка [5, 7, 14, 16].
В частности, принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогического эксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений, темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений, половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основу содержания физкультурных занятий, направленных на развитие психических процессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развития познавательных процессов у детей 6 - 8 лет [1, 2, 12, 16] подвижные игры были сгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиe физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения ; мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания - произвольного, переключения, распределения и устойчивости.
Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет
№ п/п Познавательные процессы Пол Успешность обучения 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет Память 1 Слуховая, колич. м 374 386 497 688 856 754 780 834 2 Моторно-слуховая, балл. м 368 420 388 447 3 Зрительная, балл. м 498 373 503 584 702 470 830 668 684 831 Воображение 4 Оригинальность решения задач, балл. М 388 440 372 389 504 5 Творческое, балл. М 411 401 421 421 361 6 Воссоздающее, балл. М 542 405 381 Восприятие 7 Степень развития наблюдательности, балл. М 631 686 704 730 757 516 412 408 511 820 8 Адекватное воспроизведение, балл. М 508 423 570 603 766 447 365 489 557 671 9 Степень развития объема восприятия, балл. М 515 600 631 627 743 484 534 576 603 722 Мышления 10 Анализ, сравнение и обобщение, балл. М 488 593 645 740 831 583 618 683 670 814 11 Наглядно-образное, балл М 804 705 606 500 473 559 387 373 380 372 12 Логическое, балл. М 587 667 747 788 922 410 486 644 714 833 Внимание 13 Произвольное, усл.ед. М 696 600 713 702 823 612 657 777 758 784 14 Переключение и распределение, усл. ............