Часть полного текста документа:Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев) Рефлексологическая теория - естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев, изложил план ее построения в статье "Объективная психология и ее предмет" (1904). Р. т. определяется сначала как "объективная психология", позднее - как "психорефлексология", потом - как "рефлексология" - особая "биосоциальная наука". Возникнув первоначально в области психологии, Рефлексологическая теория распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение ("рефлексологическая педагогика и ортопедия", "генетическая рефлексология", "рефлексология масс", "рефлексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность Рефлексологическая теория имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии. Следуя за И. М. Сеченовым, Рефлексологическая теория исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения Рефлексологическая теория являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, Рефлексологическая теория должна была заменить психологию наукой о личности и проявляющейся во внешнего поведении ее соотносительной деятельности. Рефлексологическая теория считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Рефлексологическая теория выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание. В Рефлексологической теории были определены принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Представителями Рефлексологической теории было разработано множество методик экспериментального патопсихологического исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии, психологии личности и патопсихологии. В Рефлексологической теории разработаны требования к экспериментальным методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения эксперимент, задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). В работах представителей Рефлексологической теории отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов Рефлексологической теории сопоставлялись с особенностями поведения больного вне эксперимент, ситуации. ............ |