Часть полного текста документа:Введение Для описания феномена кино обычно вполне достаточно упоминания восторгов раннего зрителя от трепета серых листьев на ветру или ужаса от прибывающего поезда, для определения кадра - констатации его длины и ограниченности рамкой. И это все верно. Однако мы не можем оставаться на описательном уровне, поскольку нас интересует внутренняя связь кинематографических слагаемых и их прорастание одного из другого. Задача осложняется тем, что сам термин "кадр" в силу своей неясности и размытости границ требует очень осторожного с собой обращения. "Мир кино предельно близок зримому облику жизни. Иллюзия реальности - его неотъемлемое свойство. Однако это мир наделен одним довольно странным признаком: это всегда не вся действительность, а лишь один ее кусок, вырезанный в размере экрана." - таково мнение Ю.М. Лотмана в его главе о "Проблеме кадра". Основная часть Любую картину, имеющею в реальной жизни пространственную протяженность, в кино можно построить как временную цепочку, разбив на кадры и расположив их последовательно. Только кино - единственное из искусств, оперирующих зрительными образами, может построить фигуру человека как расположенную во времени фразу. Заметим, что слово "кадр" своим происхождением обязано не кинематографу, а фотографии и обозначает фотографический снимок, моментальный или сделанный с длительной выдержкой, но тем не менее имеющий свою эстетику. В кино этим словом называется нечто совсем иное, в практическом смысле - кусок пленки от одной монтажной склейки до другой. Но функции кадра слишком многочисленны, чтобы можно было остановиться на таком узком определении. Поскольку уже единичный моментальный фотоснимок с киноленты производит некий моментальный эффект (остаточное зрение), то именно его следует принять за отправную точку дальнейших рассуждений. Изучение психологии восприятия живописи и скульптуры показывает, что и там взгляд скользит по тексту, создавая некоторую последовательность "чтения". Однако членение на кадры вносит в этот процесс нечто новое. Во первых:, строго задается порядок чтения, создается синтаксис. Во вторых: этот порядок подчиняется не законам психологического механизма, а целеположенности художественного замысла, законам языка данного искуства. Одним из основных элементов понятия "кадр" является граница художественного и психологического пространства или площадь кадра: Кадр - психологический барьер, отделяющий зрителя от зрелища. Кадр - система, заданная геометрией прямоугольника. Кадр - система, сохраняющая иллюзию трехмерности, но и имеющая возможность моментально ее уничтожить, сосредоточив внимание зрителя на плоской поверхности экрана, то есть на самом кадре. Кадр - система, протяженная во времени, но состоящая из моментальных фотоснимков. Кадр - система, изменяющая реально существующие отношения предметов между собой и их движение в жизни. Кадр - минимальный материальный кусок конструкции фильма. Границу кадра часто определяют, как линию склейки одного сфотографированного эпизода с другим. Именно это утверждал молодой С. Эйзенштейн, когда писал: "Кадр - ячейка монтажа" , "Если уж с чем-нибудь сравнивать монтаж, то фалангу монтажных кусков - "кадров" следовало бы сравнить с серией взрывов двигателя внутреннего сгорания, перемножающихся в монтажную динамику "толчкакми" мчащегося автомобиля или трактора".Однако М. ............ |