Часть полного текста документа:Семантика и функции местоимений в поэтическом тексте О.П. Мурашева В.В. Виноградов, говоря о специфике художественной речи, отмечал, что в "структуре художественного произведения происходит эмоциональнообразная, эстетическая трансформация средств общенародного языка" [1. C. 185]. Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничивается его прямым номинативно-предметным значением, поскольку оно всегда обрастает новыми смыслами. В условиях поэтического контекста этот процесс происходит еще более интенсивно, что обусловлено небольшим объемом текста. Ограниченное языковое пространство способствует тому, что слово становится семантически осложненным, а смысловые ассоциации углубляются. Многие исследователи отмечают, что в лирическом произведении семантическая структура слова обретает несколько содержательных уровней. В.В. Виноградов писал: "Поэтическое слово двупланово: соотносясь со словесной системой общего языка... оно в то же время по своим внутренним поэтическим формам, по своему поэтическому смыслу и содержанию направлено к символической структуре литературно-художественного произведения в целом" [1. C. 6]. По образному выражению Т.И. Сильман, "слово выступает... как бы в форме своеобразного двуликого Януса с двумя профилями, глядящими в противоположные стороны: назад и вперед" [2. С. 164]. В условиях стихотворного текста подобный процесс обрастания смыслами характерен для всех частей речи: как знаменательных, так и служебных. Любой элемент лирического произведения несет эстетическую нагрузку, в том числе и местоимения. Выявление их смысловой роли в поэтической речи представляется тем более интересным, что местоимения "в повседневной речевой практике - второстепенный лексический разряд, не обладающий ни самостоятельным значением, ни какой бы то ни было стилистической окраской" [3. С. 399]. Но законы художественного творчества действуют таким образом, что "разряд местоимений, в узуальной языковой системе не обладающий значительностью, системой стиха выдвигается на первый план, добавочно семантизируется, укрупняется" [3. С. 348]. Рассмотрим способы семантизации личных местоимений в лирике некоторых поэтов Серебряного века. В лирической поэзии "главным" местоимением является Я, так как оно связано со способом выражения так называемого "лирического героя". Данное понятие - "лирический герой", одно из центральных в литературоведении, было впервые применено Ю. Тыняновым в 1921 году в статье, посвященной поэзии А. Блока. Это понятие неоднократно дискутировалось, уточнялось. В настоящее время в специальной литературе используется значительное количество его синонимических оборотов: "лирический персонаж", "лирическое Я", "лирический характер" и т.д. По мнению Ю. Тынянова, "воспринимаемый нами "голос автора" ("личность автора", "авторское Я", "первичный автор") есть уже произведение искусства, художественный объект, реальность другого рода, чем жизненная, что это Я уже не "творец, создатель поэтического мира, но житель созданного мира" [4. С. 83]. Житель сотворенного автором мира, лирический герой, непосредственно выражает себя через местоимения 1-го лица единственного числа, которое, по выражению Д.Н. Шмелева, настолько определенно относит действие к самому говорящему, что не поддается даже контекстуальному "перенесению" на другие лица. ............ |