Часть полного текста документа:Шизоанализ в западной социологии эпохи постмодерна Плахов В.Д. Эпоха постмодерна в западной социологии ознаменована, в частности, появлением нового исследовательского стиля, не свойственного классической и неклассической социологии. Этот стиль отличается комплексностью и нуждается в обстоятельном анализе. В своем сообщении я коснусь только одной особенности этого стиля, которая уже признана и узаконена в научном мире как деконструктивизм. Если говорить кратко, то деконструкция заключается в ломке и пересмотре мировоззренческих и методологических конструкций, созданных классическими научными представлениями, в частности, в рамках марксистской социологии и фрейдистской социологической школы, в особенности фрейдо-марксистской ориентации. Показательным примером деконструктивизма может служить шизоанализ, представленный в вышедшем в свет в 80-е годы ХХ столетия коллективном труде Ж. Делеза и Р. Гваттари "Капитализм и шизофрения" (русский перевод: М.. 1990). Здесь авторы проводят мысдь, что проникновение в природу бессознательного предполагает отказ от классического -"эдипизированного"- фрейдизма. Бессознательное есть нечто "производящее желание", или "желающее производство". Именно оно и только оно создает (как начало) социальную среду - по словам авторов, "социальное поле в его экономических, исторических, расовых, культурных и иных феноменах". И только в результате такого бессознательного производства конструируются естественные связи индивида с внешним миром и с другими индивидами. Сопоставляя "производящее желание" и марксово общественное производство, Гваттари и Делез стремятся убедить читателя, что не последнее играет в общественной жизни определяющую роль, а именно первое. Они создают образ "машины желания", органично соединяющей, во-первых, "субъекта", во-вторых, "машину-орган", означающую саму жизнь и производство, и, в-третьих, "тело без органов", в котором воплощены инстинкт смерти (танатос) и антипроизводство. Взаимодействие "машины-органа" и "тела без органов" может иметь вид: перманентного конфликта (1), взаимного притяжения (2), единства и противостояния взаимного конфликтного отталкивания и взаимопритяжения (3). В общественном производстве "тело без органов" на разных исторических этапах принимает вид: "тела земли" - в эпоху дикости (в клиническом варианте - перверсии), "тела деспотии" - в эпоху варварства (в клиническом варианте - параноидального психоза), "тела капитала"- в эпоху цивилизации (в клиническом варианте - невротического Эдипа). В целом все эти три модуса "тела без органов" означают в клиническом варианте шизофрению. Это такое состояние субъекта, когда "машина желания" работает как бы "вхолостую". Сама же она на перечисленных исторических этапах воплощается в следующих видах социальной организации: "территориальной" (целостность общества обусловлена целостностью земли и производства, а также концентрацией власти в руках "вождей"), "имперской" (целостность общества обеспечивается государством и бюрократией; получившие на этом этапе развитие правовые системы отнюдь не ограничивают деспотизма - это либо "маниакально-депрессивные системы", накладывающие запрет на всякое познание, либо "параноидально-шизоидные системы", распространяющиеся на нетотализируемые элементы социума, в частности искусство [1]) и "капиталистической" (отрицающей все предыдущие виды социальной организации). ............ |