Часть полного текста документа:Вопрос № 1 Мировоззрене и его исторические формы ФИЛ-ИЯ - часть духовной культуры. КУЛЬТУРА - способ человеческой деятельности, сохраняемый и передаваемый другим поколениям. Она отвечает на вопрос КАК? и ЗАЧЕМ? САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - понимание жизни, т. е. Наличие неких ответов на некие вопросы (Что есть мир?, Что есть он сам?, Как устроен мир?). МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это сис-ма образов, представлений, понятий при помощи которых человек (группа, общество) духовно определяются в мироздании, т. е. Так или иначе понимают мир и себя. Характерным признаком мировоззрения (в отличие от взглядов на жизнь) является наличие оппозиции: Я (мы, общество, человечество) - внешний мир. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ М-ИЕ. Впервые эта оппозиция (Я - внешний мир) встречается в мифах. Не существует ни одного народа, который бы не прошел эту стадию самоопределения: Откуда он (человек)?, Кто его герой?, Кто враг?, Что есть счастье, благо, зло? Все мифы именно об этом. Особенности мифологического самоопределения: 1 - Всё мироздание объясняется по типу кровного родства, т. к. только такие отношения были понятны, наглядны. 2 - Нет разделения на идею вещей и сами вещи. Материальное и идеальное слитно. 3 - Синкретизм (нерасчленённость) мифов 4 - миф имеет практическую направленность, а не теоретическую. Это значит, что человек извлечёт для себя нормы жизни, построит свою жизнь, защитит себя от болезни, нужды, смерти. ФОРМА - принцип организации чего-либо. РЕЛИГИОЗНОЕ М-ИЕ. На миф-ой стадии религия не вычленяется из мифов, это видно из того, что все племенные боги мыслятся как мифические существа, т. е. Они существуют в реальной жизни. Кристаллизация рел-ии начинается с монотеизма, религ-ое сознание не сливается с мифом. По сути и смыслу религ-ое мир-ие - есть особый способ образования бытия, а именно: при этом способе мышления мир мыслится как проявл-ие активности вне меня находящегося субъекта. В этом смысле бог объективен. Быть объективным - находится вне моего сознания. Значит всё многообразие форм мира исходит от этого субъекта (бога), и я тоже обязан ему своим существованием. Наша жизненная задача состоит в том, что бы сохранить чистоту души (дар божий), тогда мы и осуществимся в истинном бытии. Существование - наша повседневная жизнь. Но наша жизнь меняется и за этими изменениям и стоит сущность. Сущность - божественное существование. "Религия - это отношение духа к духу" - Гегель. Вопрос №2 Идеи восточной (Китай, Индия) и европейской (Греция) предфил-ии Предфил-ей называется то состояние в дух. культуре, при котором формируются превые теорот-ие установки, предприним-ся поп-ки уйти от мифолог-го объяснения мира к понятийному. КИТАЙСКАЯ Ф-ИЯ. Кит-ие предфил-ие установки: 1 - Конфуцианство; 2 - Легизм (основ-ль - Фа-Цзя); 3 - Даосизм. Все 3 направл-ия очень показательны. Они характеризуются тем, что в них даётся попытка не мифолог-ого объяснения. Китай раздроблен, господствовала восточная диспотия, нет закона. Для китайцев большое зн-ие имели иерархия и культура предков. Конфуций - это реальное лицо (551 - 479 до н. э.). Он преподавал язык, литературу, мораль, политику. Большим поводом для размышлений стало путешествие. "Луной" - трактат Конфуция. В целом лит-ые трактаты - попытка выстроить сис-му моральных взглядов вне мифа и религии. Кон-во - учение о земной цели жизни, о создании гармоничного общества через воспитание гарм-ой личности. ............ |