Часть полного текста документа: Содержание : Введение Наука и вера Философия и теология Томистское учение о бытии Концепция универсалий Доказательства бытия бога перводвигатель первопричина первая необходимость наивысшая степень совершенства телеологическое Проблема человеческой души Томистская этика Учение о государстве Введение. Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мысли- тель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представ- ляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу. Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейс- кое посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими тракта- тами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого. Деятельность по переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон- тации между греческим рационализмом, представленным Аристотелем и христианским, субрациональным пониманием мира. Постепенное принятие Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания мира имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался цер- ковью, не обошелся он без кризисов и потрясений. На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе (Давид из Динанта) первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижском университете Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже "Метафизики" (декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231 г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально созданной коммисии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно их возможного приспособления к католическому вероучению, что отражало тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходи- мостью для университетского образования и развития научно-философского знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степень магистра, не изучив труды Аристотеля. Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя- занное с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и арабским естествознанием потребовали обобщить все известные знания о мире в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потреб- ность реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом являлся христианский образ мира, охватывающий природу, человечество, духовный и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научная система, обоснованная философией и метафизикой. В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схо- ластики разделились на два главных лагеря. Консервативное учение нас- татаивало на сохранении основных положений Августина в теологических вопросах, но с применением одновременно и философских элементов арис- тотелизма. ............
|