Системные критерии технического уровня и качества изделий
План
1. Основные сведения о качестве продукции и об управлении качеством ЭС
2. Требования к конструкциям ЭС и показатели их качества
3. Выбор элементной базы и материалов конструкции ЭС
1. Основные сведения о качестве продукции и об управлении качеством ЭС
Качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением.
Свойство продукции – объективная особенность продукции.
Свойства продукции закладываются при ее разработке, обеспечиваются при производстве и реализуются при ее эксплуатации.
Показатель качества продукции – количественная характеристика определенного свойства продукции на определенном этапе жизненного цикла.
Показатели качества продукции делятся на следующие группы:
1) назначения,
2) надежности,
3) технологичности,
4) эргономические,
5) эстетические,
6) стандартизации и унификации,
7) патентно-правовые,
8) экономические.
Единичные показатели качества – показатель качества продукции, относящийся к только к одному из ее свойств.
Комплексный показатель качества – показатель качества продукции, относящийся к нескольким ее свойствам.
Постоянно возрастающие требования к качеству ЭС, быстрая смена номенклатуры изделий, усложнение процессов производства изделий приводят к необходимости постоянной целенаправленной деятельности по обеспечению требуемого уровня качества разрабатываемых и выпускаемых ЭС.
Отсюда вытекает необходимость применения изготовителем согласованных действий по обеспечению требуемого заказчиком качества ЭС, т.е. создание системы управления их качеством.
Основная цель системы управления качества ЭС на любом уровне – создание изделий высокого качества при минимальных затратах.
Управление качеством продукции, базирующееся на статистических методах контроля, зародилось в 30-е годы в связи с переходом к массовому производству изделий. Массовое производство изменило прежний подход к контролю мелкосерийной продукции, требовавшей проверку каждой единицы продукции, и привело к внедрению выборочного контроля с оценкой его результатов статистическими методами.
Контроль качества, базируясь на статистических методах и развиваясь циклически, проходит через определенные этапы (рис.1).
Рис.1.Цикл Деминга.
Этот цикл называется циклом Деминга, а его реализация – оборотом цикла Деминга. Для эффективного обеспечения контроля качества необходимо участие всех без исключения работников предприятия (от рабочего до руководителя). Реализуемый таким образом контроль качества стал называться всеобщим (Total Quality Control - TQC). Тотальный контроль начал внедряться в Японии в 60-е годах, из множества статистических методов были выбраны 7 наиболее эффективных и доступных методов, в совокупности составляющих систему, полностью обеспечивающих осуществление статистического контроля на рабочем месте. Они получили название "Семь методов (или инструментов) контроля качества" и составили основу TQC. ............