Часть полного текста документа:Сменяемость технологий Скляренко Р.П. Разработка и внедрение новой техники является многоэтапным процессом, при этом каждый этап имеет значительные особенности в потреблении ресурсов и управлении. 1-й этап. Проблемные решения - направлены на решение технической проблемы. На этом этапе, как правило, совершаются открытия, определяющие идеологию будущей техники. 2-й этап. Прикладные исследования - применение решения проблемы. На этом этапе изучаются возможности промышленного применения результатов полученных на предыдущем этапе. Создаются изобретения. 3-й этап. Опытно-конструкторские работы. Создаются технические основы для серийного производства техники. Изобретения. 4-й этап. Промышленные образцы. Создание производственной базы. Изобретения. 5-й этап. Серийное производство. На этом этапе возникает ноу-хау. 6-й этап. Потребление. От этапа к этапу затраты ресурсов должны возрастать на порядок. Впервые это было доказано в 50-е годы в Америке, при теоретической разработке основ стратегического планирования и управления на предприятиях промышленности. Так, если нам проблемные решения требуется 10 единиц, то далее 100, 1000, 10000, серийное производство потребляет уже 100 000. В тоже время количество выполняемых работ от этапа к этапу сокращается по правилу 80 к 20: из 100 работ первого этапа до второго доходят 20, из 100 работ второго этапа до третьего доходит то же 20, и так далее. В среднем до серийного производства доходит 1% работ. Из них прибыль приносит 20%, т.е. 0,2% от первоначального задела. В 1982 году советские экономисты доказали принципиальную невозможность достижения уровня опережающих фирм. Поскольку с 4-го этапа научный коллектив высвобождается, а продолжительность этапов по году, на момент выхода продукции на рынок ее отрыв от проводимых разработок 4 года. Следовательно, отставание прочих фирм 6 лет. Для достижения увеличения темпа исследования в 2 раза требуется увеличение ресурсов в 6 раз. Теоретически можно догнать опережающую фирму при росте затрат в 48 раз, поскольку догоняемая фирма не стоит на месте в своих исследованиях. Поскольку изменение технического уровня и стоимости образца не совпадают и имеют этапы резкого роста, прогнозирование и маркетинговый анализ по существующим на рынке образцам проводить весьма не просто, и, вероятность их реализации не значительна. Однако, в сфере наукоемких товаров, маркетинговая деятельность основана на изучении сменяемости технического принципа, определения его пределов и отслеживания деятельности по созданию прорывных технологий фирмами конкурентами и поиска путей получения подобной технологии ранее остальных. На схеме показаны кривые технического уровня и стоимости образца. Начиная от нижних точек, развитие и рост цены идут медленно, цена отстает от уровня изделия; на среднем этапе происходит значительный рост уровня, при существенном отставании цены; на завершающем отрезке рост уровня незначителен при существенном росте затрат на его достижение. Верхние точки являются нижними для технического уровня и затрат в рамках следующего технического уровня и так далее. Происходит скачек, до которого стоимость максимально стремиться достичь уровня, а уровень стремится максимально превысить стоимость, что приводит к существенной смене основы взаимодействия, т.е. ............ |