Социальное поведение личности
1. Система ценностей как основа социальной деятельности индивида
Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Разница между ценностями и нормами заключается в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм.
Философами ценность рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, которые оцениваются в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т. п.; способы и критерии, на основании которых оцениваются соответствующие явления (установки, оценки, запреты, цели или проекты).
Система ценностей формировалась на протяжении многих столетий под влиянием ряда религиозных, этических, нравственных, художественных, политических, классовых, национальных и других факторов. Субъектами ценностных отношений являются конкретный человек (индивид, личность), небольшая контактная группа людей, большая неконтактная социокультурная группа людей, “частичный субъект” и человечество в целом как “совокупный объект”.
Ценности и ценностные ориентации выполняют различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека. Так, в юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение личности, «теоретическое осмысливание ценностей общества». В среднем возрасте человек характеризуется наибольшей социальной отдачей на основе устоявшихся ценностных представлений, их углубления и совершенствования. В этом возрасте человек проявляет наибольшую самостоятельность в социальной, культурной, профессиональной, семейной сферах. Происходит конкретизация основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки. Это возраст максимальной требовательности к себе. В период старости, когда личность частично или полностью выключается из общественного производства, а интеллектуальное и эмоциональное развитие продолжается, именно от разнообразия интересов и ценностных предпочтений, которые сформировались в юности и прошли коррекцию в зрелом возрасте, зависит степень освоения нового положения, понимания себя и своей роли в обществе. Однако, при всех изменениях личности, связанного с накоплением ею жизненного опыта, широтой и глубиной её переживаний, характером знаний, навыков и умений, сформированного мировоззрения, усвоенных норм поведения, ценностные ориентации придают личности качественную определенность, устойчивость, цельность. Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. ............