Часть полного текста документа:Социальное закаливание как условие подготовки курсантов к преодолению кризисных состояний личности И. А. Плясунова Задачей военно-инженерного вуза является подготовка высококвалифицированных военных специалистов, одновременно являющихся военными инженерами, командирами, воспитателями. Наблюдения показывают, что выпускники военно-инженерных вузов испытывают трудности в общении с аудиторией. Особенно это касается молодых офицеров, прибывших в институт в качестве командиров учебных групп. Отсутствие необходимых качеств командира-руководителя дезорганизует деятельность подчиненных, имеет отрицательное воздействие на курсантов-первокурсников, так как курсанты не получают необходимых установок с первых дней пребывания в военном институте. В свою очередь, у молодых офицеров возникает чувство неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью. В результате бесед с курсантами пятого курса и в результате проведенных наблюдений и собеседований выяснилось, что ряд проблем будущих офицеров связан с отсутствием опыта общения "лицом к аудитории". В педагогических высших учебных заведениях этот вопрос может быть частично решен участием в различных общественных организациях (в том числе вне вуза) и с помощью педагогической практики. Курсант (если он не входит в младший командный состав) подобной постоянной практики лишен. Первым значительным испытанием для военного студента является первая экзаменационная сессия, имеющая в военном вузе свои особенности и нередко вызывающая у курсантов ощущение неотвратимо надвигающейся катастрофы, так как в случае неудачи у курсанта сокращается время общения с близкими, которых, он, быть может, не видел несколько месяцев. На экзамене курсант отчитывается не только о приобретенных знаниях, умениях, навыках по конкретному учебному предмету, но и демонстрирует знание уставных требований (отсюда соответствующая форма проведения экзамена). Устный ответ у доски требует большого напряжения, так как должен проходить в форме доклада будущего командира. Ответственность за своих подчиненных несут командиры отделений, за всю группу - заместитель командира группы, который организует подготовку к экзамену, его дисциплинарный ход. Присутствие на экзамене представителей командования усиливает напряжение. Если учесть, что в первую же экзаменационную сессию курсанты сдают четыре экзамена, а на подготовку к каждому отводится только три дня, то можно понять психоэмоциональное состояние курсантов, находящихся в состоянии адаптации к военному вузу. Кроме того, в отличие от студентов гражданского вуза, курсанты не могут распоряжаться даже временем подготовки к экзамену, так как часть его, возможно, будет занята нарядом или группа должна будет выполнять обязанности "хозвзвода". "Естественная" стрессогенная ситуация экзаменационной сессии с ее неопределенным исходом, ограничениями времени, высокой ответственностью дополняется многочисленными, иногда непредвиденными ситуациями, связанными с пребыванием именно в военном вузе. В этот период могут возникать кризисные состояния личности. Возникает вопрос о подготовке курсантов к преодолению кризисных состояний. Здесь может оказаться полезным принцип социального закаливания М. И. ............ |