Введение
Всегда интересно исследовать те явления и процессы, имеющие политико-правовой характер, которые вызывают неоднозначную оценку в обществе – начиная от уровня простого обывателя и заканчивая политиками, учеными-правоведами, юристами-практиками. Причем тем интереснее, чем яростнее споры сторон, противоречивее их оценки, которые зачастую обосновываются категоричными высказываниями в подтверждение иногда излишне принципиальных позиций. К такому явлению можно обоснованно отнести лоббизм, который, сопутствуя развитию демократических институтов государственности, стал неотъемлемым элементом эффективного осуществления правовой политики и претворения в жизнь тех юридических механизмов, которые создают основу самой правовой жизни в целом.
Современная политическая лоббистская деятельность
Наиболее объективным определением термина «лоббизм» я считаю юридическое. Оно представляется мне оптимальным в качестве отправной точки для понимания. В рамках юридического подхода мы получаем чёткую и одновременно комплексную дефиницию, не абсолютизируя какую-либо одну сторону лоббизма, но подразумевая их все.
Таким образом, юридический подход задаёт познавательную модель (матрицу), из отдельных фрагментов которой можно выстраивать целый спектр уже прикладных моделей понимания. В рамках юридического подхода, «лоббизмом» будет называться многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений, с органами государственной власти, с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов.
Правовые способы лоббизма в Государственной Думе близки к технологиям public relations (PR). Фактически, используя различные методы внушения, лоббист пытается создать то или иное впечатление у депутатов по поводу рассматриваемого законопроекта. Заручившись поддержкой заинтересованных депутатов, опытный лоббист, начинает планомерно воздействовать на тех депутатов, которые еще не определились по рассматриваемому вопросу (а таких всегда большинство). Эффективная реализация правовой политики в государстве опосредует практически все сферы юридической действительности, поэтому лоббизм, как комплексный политико-правовой институт, нуждается именно во всестороннем, концептуальном регулировании, расставляющим правильные приоритеты, вырабатывающим надлежащие и оптимальные юридические конструкции и, главное, использующем разнообразный и действенный набор правовых средств на пути достижения указанных приоритетов. Правильно расставленные акценты в механизме правового регулирования лоббизма в правотворческом, правоприменительном и правоинтерпретационном процессах, составляющих основу, костяк современной российской правовой политики, помогут вычленить все то позитивное, что может дать лоббизм нашему обществу, государству.
Сегодня мы видим, что в России предпринимаются попытки легализовать лоббистскую деятельность. Существующие законопроекты так или иначе пытаются прописать правила игры по этому вопросу. ............