Часть полного текста документа:Современные тенденции в управлении организации Иван Рыбкин О высокоэффективных группах, которые получили название " команды" и их создании, специалисты в области менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно, чуть больше 30 лет назад. В настоящее время можно говорить о том, что интерес к командам значительно усилился. В области командообразования происходит настоящий взрыв. Публикуются отчеты о результатах формирования команд в различных по статусу и направлениям деятельности организациях. Выходит большое количество научных и практических материалов, посвященных проблематике формирования высокоэффективных групп. География командообразования также достаточно широка - мы будем обсуждать результаты исследований, проведенных в Америке, Европе, Юго-Восточной Азии, Африке и, конечно же, в России, хотя заранее оговоримся - в нашей стране данная тема находится в зачаточном состоянии. Усиление интереса к командному подходу связано с рядом тенденций в области развития организаций и высокоэффективного менеджмента. Среди них можно перечислить следующие изменения: Изменение конкурентного пространства. Политика эффективного инвестирования требует выхода на новые рынки. Как правило, такой выход, может происходить различными путями. Самыми привычными являются создание представительства или филиала или ассимиляция существующих местных компаний в качестве дочерних производств крупных компаний (чаще с сохранением местного самостоятельного "брэнда"). При этом возникает определенное противоречие между предоставлением самостоятельности филиалу и необходимостью выдерживать единый курс корпорации и достигать общефирменных целей. Интересы филиалов, как известно, часто не совпадают с интересами головного офиса. Для разрешения сложившегося противоречия необходим инструмент для проведения единой корпоративной политики. Инструмент, который, с одной стороны позволит достигать общих для организации целей, а с другой стороны гибко и оперативно адаптировать общие цели к особенностям местного бизнеса. Поиск дешевой рабочей силы приводит крупные корпорации в страны третьего мира. При этом возникает противоречие между необходимостью воспроизводства идентичной технологии на основе единых стандартов деятельности и философии организации и адаптации бизнес-процессов к конкретным социокультурным особенностям страны. Примером успешного разрешения данного противоречия может служить "японское чудо" (а в настоящее время его аналог "китайское чудо"). Японцы в конце 40-х и начале 50-х характеризовали своих работников как ленивых и неспособных к упорному труду. Введение системы пожизненного найма и участия в прибылях предприятий послужило основой для изменения отношения целой нации к труду. Конкретным механизмом изменения трудового менталитета выступила система стандартов качества. После известных лекций Друкера и целого ряда других апологетов стандартизации, японские менеджеры оказались в определенном смысле "святее папы римского", по отношению к стандартам качества и управления ими. Американцы, в силу своих культурных стандартов, проводили идею персональной и индивидуальной ответственности за определенный участок деятельности. ............ |