Часть полного текста документа:Сравнительный анализ налогового, таможенного, валютного режимов в свободных экономических зонах по отношению к обычному режиму Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. В литературе, посвященной исследованию данного вопроса, выделяют четыре основные группы льгот: - Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций. - Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения. - Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др. - Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг. В Республике Беларусь также устанавливаются различные льготы для резидентов СЭЗ - специальный правовой режим для целей налогообложения. Под специальным правовым режимом для целей налогообложения понимается совокупность правовых норм, устанавливающих особые порядок и условия исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, включая налоговые льготы. Специальный правовой режим действует исключительно в отношении деятельности организаций - резидентов СЭЗ "Брест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Могилев" и СЭЗ "Гродноинвест" соответственно на территории СЭЗ "Брест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Могилев", СЭЗ "Гродноинвест". Так, например, резиденты СЭЗ "Минск", "Брест", "Гомель-Ратон" при исчислении с 1 января 2004 г. налога на добавленную стоимость по ставке 18 (15,25) процентов в случае превышения исчисленной суммы налога за отчетный период над суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей вычету в отчетном налоговом периоде и определенной в общеустановленном порядке, уплачивали в бюджет 55,56 процента суммы налога. При этом в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость сумма налоговых вычетов за отчетный налоговый период увеличивалась на 44,44 процента суммы, полученной как разница между суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной в отчетном налоговом периоде по ставке 18 (15,25) процентов по объектам, на которые распространяется специальный правовой режим СЭЗ, и суммой налоговых вычетов за отчетный налоговый период, приходящейся на исчисленный по ставке 18 (15,25) процентов налог. ............ |