Реферат
на тему:
«Структура бизнеса Ульяновской области»
Введение
Малое предпринимательство – значительное и сложное явление социально-экономической жизни города. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу, указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов Ульяновска.
Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это – занятость и качество жизни ульяновцев, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
1. Малое предпринимательство в Ульяновской области: общая характеристика, основные тенденции развития
В Комплексной программе экономического и социального развития Ульяновской области на 2005–2010 годы одной из приоритетных задач деятельности Правительства Ульяновской области определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений.
Количество малых предприятий
Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. На 1 января 2006 г. зарегистрировано 5820 юридических лиц – субъектов малого предпринимательства.
Из 26037 зарегистрированных в 2004 году юридических лиц малые предприятия составляли 19%.
За период с 1999 по 2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 780 единиц, или на 15%. Однако с 2000 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика – количество малых предприятий несколько сократилось. Тенденция постепенного роста наметилась лишь в 2002 году, но только в 2005 году удалось вернуться к количеству предприятий, действовавших в 1999 году, – количество малых предприятий увеличилось с 4880 единиц по состоянию на 01.01.2005 до 5820 единиц по состоянию на 01.04.2005 г. (19%). Кроме того, по поступившим в середине июня данным органов государственной статистики, по итогам первого квартала 2006 года зафиксирована цифра 7540 малых предприятий. Рост составил 1720 единиц или 29,5%.
Такая динамика, в основном, соответствует общероссийским тенденциям и обусловлена, прежде всего, общей благоприятной макроэкономической ситуацией в Российской Федерации.
Значительный прирост количества малых предприятий в конце 2005 – начале 2006 годов произошел вследствие изменений в законодательстве РФ о регулировании оборота алкогольной продукции, предусматривающих возможность осуществления розничной торговли алкогольной продукцией только юридическими лицами. Следствием указанных изменений явилась регистрация юридических лиц индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими ранее розничную торговлю алкоголем.
Отдельно необходимо отметить динамику изменения количества индивидуальных предпринимателей, также являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектами малого предпринимательства. ............