Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Кафедра общей психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Связь самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте
Содержание
стр.
Введение 4
Глава 1. Самооценка как психологический феномен 8
1.1. История представлений об оценке себя человеком 8
1.2. Современное понятие самооценки 10
1.3. Место самооценки в структуре самосознания 14
1.4. Функции, виды и параметры самооценки 19
Глава 2. Теоретический обзор литературы по психологии тревожности
2.1. История развития психологии тревожности 23
2.2. Современное понимание тревожности в психологии 27
2.3. Функции, виды и формы тревожности 30
2.4. Причины тревожности 35
Глава 3. Организация и методики исследования 37
Глава 4. Обсуждение результатов исследования 40
Выводы 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение
Введение
Работа посвящена сложной и значимой проблеме исследования связи самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте.
В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования [Branden, 1994; цит. по: 33].
Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995); А.И. Липкина и др. (1968); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989); Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (1990, 1997, 2001); О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.
Наиболее перспективной представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценки собственного потенциала в целом [15].
Самооценка сложный конструкт и рассматривается в отечественной психологии в связи с развитием самосознания и является, в основном, предметом возрастной психологии. В зарубежной психологии проблема самооценки является предметом социально-психологического анализа, а также педагогической психологии [51].
Изучение проблемы самооценки, является очень важной с точки зрения практической психологии – как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования.
Что касается проблемы тревожности, то ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. ............