Часть полного текста документа:Сюжет П. Михайлов, Б. Михайловский 1. Сюжет в литературе - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. сюжет есть форма развертывания темы, характерная гл. обр. для драматических и повествовательных произведений; в них сюжет составляет динамический стержень композиции. С наибольшей силой организующая роль сюжет выступает в драме, которая и получила свое наименование по этому признаку (греческое слово drama - действо). Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей "Поэтике" уделяет большое место проблеме С., определяя его как "подражание действию", "сочетание фактов". При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжет в драме, в частности в трагедии, которая "есть подражание не людям, но действию и жизни", цель которой - "какое-нибудь действие, а не качество" и для которой сюжет "есть основа и как бы душа". В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера. Меньшую роль сюжет (в указанном его смысле) играет в лирике. Движение в лирике зачастую выступает не как развертывание цепи событий, случающихся с персонажами и связанных причинно и во времени, но часто как смена эмоций, идей, настроений, переживаний субъекта, вызванных явлениями действительности. Конечно это относится не ко всякой стихотворной поэзии, которая может иметь и повествовательный (поэма, басня, повесть в стихах и др.) и драматизованный характер (драматическая поэма), и воплощаться в переходных лиро-эпических жанрах (баллады и др.). Под сюжет следует разуметь не всякую динамику в литературном произведении, не всякое движение образов, смену настроений, развитие мотивов, не всякое развитие идеи, воплощенное в образах, но лишь ту динамику, которая дается в виде объективно совершающегося действия, события. В противном случае стирается грань между сюжет и вообще содержанием литературного произведения; от этого смешения предостерегал еще Белинский ("Из литературных и журнальных заметок 1842 г."). Конечно под событиями, совершающимися с персонажами, нужно разуметь не только внешние, но и внутренние, психологического порядка, психологические конфликты, переломы; не только исключительные, грандиозные события, но и обыденные, мелкие, образующие повседневное течение жизни; а в качестве персонажей могут выступать не только люди, но и антропоморфизированные животные, олицетворенные силы и предметы живой и мертвой природы. 2. Общим пороком формалистического рассмотрения сюжет является неумение раскрыть познавательное значение сюжет как одной из важнейших сторон сложного художественного целого. Так акад. А. Н. Веселовский в своих работах хотя и не отрицал содержательности С., однако оперировал с сугубо абстрактными сюжетными схемами, алгебраическими формулами мотива, в которых тщательно фиксировалось количество членов ситуации, накопление ситуаций в сюжет и в то же время игнорировалась историческая конкретность поступков, событий, содержание ситуаций, движущие силы сюжет В результате такого абстрактного, опустошающего подхода, такого вылущивания содержательной значимости художественной формы Веселовский приходил к выводу, что "новая поэтическая эпоха" работает над "исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет прогресс перед прошлым". ............ |