МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ
Подготовил Студент 3-го курса
Жегало А. И.
Минск 2009
Основными причинами возникновения и функционирования теневой экономики в Республике Беларусь являются:
1. Высокий уровень налоговых ставок и сложность налоговой системы.
В соответствии со ст.8 Общей Части Налогового Кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. N 166-З (зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2 января 2003 г. N 2/920) в Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы:
¾ налог на добавленную стоимость (ставка 18%);
¾ акцизы (ставки дифференцируются в зависимости от вида подакцизной продукции);
¾ налог на прибыль (ставка 24%);
¾ налоги на доходы (ставка 30%);
¾ подоходный налог с физических лиц (ставка от 9% до 30%);
¾ экологический налог (в зависимости от вида потребляемого, используемого сырья, ресурсов);
¾ налоги с пользователей природных ресурсов;
¾ налоги на имущество (ставка в размере 1% в год от стоимости основных производственных фондов);
¾ земельный налог (ставка в зависимости от местонахождения земельного участка и качества земли);
¾ дорожные налоги и сборы (налог с пользователей автомобильных дорог);
¾ таможенная пошлина и таможенные сборы;
¾ гербовый сбор;
¾ оффшорный сбор;
¾ консульский сбор;
¾ государственная пошлина;
¾ регистрационные и лицензионные сборы;
¾ патентные пошлины.
Очевидно, что количество налогов и сборов (республиканских) существенное, а система их уплаты очень сложна и часто изменяется. Негативным моментом также является огромное количество льгот, которые в условиях жесткой фискальной политики являются инструментом «сохранения прибыли» и одновременно инструментом сокрытия доходов от налогообложения.
Примером «изменчивости» налогового законодательства может являться исчисление НДС. Начиная с 2000г. методические указания выходили в 6 редакциях, периодически дополняясь. Особо следует отметить, что изменения вносятся в большинстве случаев после выхода инструкции и действуют задним числом.
Вышеперечисленные налоги являются республиканскими, в тоже время имеются и местные налоги и сборы количество которых определяется Законом о бюджете на очередной финансовый год, а ставки устанавливаются местными органами власти и управления)
2. Сложная система исчисления прибыли и ограничение по ее использованию
Действующее в Республике Беларусь законодательство не способствует «отражению» прибыли предприятия по результатам деятельности. ............