Часть полного текста документа:Московский Государственный Педагогический Университет Факультет социологии, экономики и права дневное отделение кафедра социологии Курсовая работа по теме "Теория и практика применения метода интервью в социологии." студентки 2-го курса 202 группы Грибачёвой Александры научный руководитель Хворостов А.В. Москва 2000 План: I.Интервью как один из видов общения. Его применение. II.Виды интервью: > формализованное (стандартизованное) > полуформализованное ( полустандартизованное) > неформализованное ( неструктурированное, свободное, открытое) III.Подготовка интервью: > качества интервьюера > обучение интервьюеров > вопросник; язык интервью > обстановка проведения интервью IV.Применение интервью на практике. "Теория и практика применения метода интервью в социологии." Как ни коротки слова: "да", "нет", всё же они требуют самого серьёзного размышления. Пифагор I.Интервью как один из видов общения Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации. Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Различают несколько разновидностей опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные и др. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. В данной работе речь пойдет о методе интервью и о его применении в социологии. В социологии существует множество определений этого метода, причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном. Например, по мнению В.А. Ядова, интервью - это "проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку)".(1) Но это определение охватывает, пожалуй, лишь формализованные интервью, т.к. предполагается определенный заданный план. Более общим кажется определение, которое дает В.И. Добреньков: "Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом." Из этого видно, что автор концентрирует внимание в первую очередь на беседе как основе интервью. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса, атмосферой, в которой проводится беседа. ............ |