Часть полного текста документа:Теория семейных систем М.Боуэна. Основные теоретические понятия. Теория Боуэна содержит две основные переменные: 1. Уровень тревоги (или эмоционального напряжения). Параметры тревожности: - интенсивность - продолжительность - вид Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге. Справиться с короткими приступами тревоги. Когда тревожность возрастает и становится хронической на определенный период организм развивает напряжение - в себе или в системе отношений, и напряжение приводит к симптомам или дисфункции или болезни (физическим, эмоциональным или социальным, как импульсивность или уход в себя) Существует феномен заражения тревожностью - тревога может быстро распространяться в семье или в обществе. Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги. И выглядеть нормальным на одном уровне тревожности и ненормальным на другом, более высоком уровне. 2. Степень интеграции или дифференциации Self. Уровень дифференциации зависит от того, когда человек покидает родительскую семью и начинает жить самостоятельно. Есть некий средний уровень дифференциации Я для всех членов семьи. По уровню дифференциации Я они незначительно отличаются друг от друга. Основные концепты Теории Боуэна: 1. Дифференциация Я. 2. Треугольники. 3. Эмоциональная система семьи. 4. Процесс межпоколенческой передачи. 5. Эмоциональный разрыв. 6. Сиблинговые позиции. 7. Социальная регрессия. Дифференциация Я. Определяет людей в соответствии со степенью слияния или дифференциации между эмоциональным и интеллектуальным функционированием. Уровень дифференциации Я - универсальная характеристика. Все люди располагаются на одном континууме. слияние дифференциации Я Люди на одном конце континуума характеризуются: - эмоции и интеллект настолько сплавлены, что их (людей) жизнь подчинена автоматической эмоциональной системе; - какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями; - менее гибки и адаптивны; - более эмоционально зависимы от всех и от всего; - легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются; - носят в себе большинство возможных проблем человека. Сепарация между эмоциями и интеллектом может быть только относительной, однако у людей на другом конце континуума: - во время стресса функционирование интеллектуальной сферы может быть относительно автономным; - они более гибки и способны к адаптации; - более эмоционально независимы; - в высокой степени свободны от свойственных человеку проблем любого рода. В промежутке между экстримами - множество различных видов смешения функционирования интеллектуальной и эмоциональной систем. ............ |