СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Определения необходимые для понимания гуманистической перспективы
2. Гуманистический подход к пониманию человека
3. Гуманистическая модель практики социальной работы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В истории теории социальной работы отмечают два подхода, окрашивавших и окрашивающих все разнообразие теоретических построений в социальной работе. Эти подходы сформировались: один – в русле позитивистской традиции научного знания, всегда опиравшегося на естественно-научные парадигмы мышления, другой – в контексте парадигм наук о человеке и обществе, в русле социально-гуманитарного знания.
В этой связи весьма показательно обоснование Леонардом[1] дифференциации двух систем научного знания о социальной работе в середине 70-х годов: научное знание, ориентированное на парадигмы естественно-научного мышления и полипарадигмальный статус наук о человеке и обществе, опирающийся по преимуществу на гуманистическую традицию в истории социальной мысли.
Противостояние и сосуществование позитивистского и социальногуманитарного подходов в социальном мышлении в последние 100-150 лет проявлялось постоянно, в том числе и в теории социальной работы. Современная теория социальной работы эту сторону проблемы рассматривает в характеристике важнейших тенденций современного научного знания о теории социальной работы, а также при характеристике ее важнейших моделей, сосуществующих сегодня в современном общественном сознании.
Традиция гуманитарного мышления в теории социальной работы - система требований, принципов научного осмысления проблем социальной работы, используемых в контексте философско-гуманистического видения развития человека и общества, опирающегося как на эмпирическое, так и на теоретико-методологическое научное знание.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Гуманистическая перспектива включает в себя базовые понятия «гуманизм», «гуманность», «гуманизация».
Гуманизм – это сложное и многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми[2].
Фундаментальные научные исследования последних лет дают более строгое определение понятия «гуманизм». Так, Е.Н. Шиянов определяет гуманизм как «социально ценностный комплекс идей, утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, признающих право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил»[3].
Гуманность рассматривается им как «качество личности, совокупность нравственно психологических свойств, выражающих осознанное отношение к человеку как к ценности»[4].
Понятие о гуманизме связано с пониманием человека как части природы и члена общества, с осознанием самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей.
З.Г.Нигматов определяет гуманизм как «принцип мировоззрения, который предполагает исключение всякого угнетения и эксплуатации человека человеком, создание всех условий для свободного, разностороннего развития человека, отношение к нему как к высшей ценности, уважения его достоинства, заботу о нем, установление гуманистических общественных отношений»[5]. ............