Введение
Проблема конфликтных взаимодействий в организациях продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем современной организационной психологии. Ведь в основе любой организации лежит трудовой коллектив – люди. А взаимодействие людей невозможно без конфликтов. Кроме того, постоянное усложнение современного мира, а, следовательно, и процессов взаимодействия людей в нем делают проблему возникновения конфликтов в организациях особенно актуальной. Разнообразные конфликтные ситуации наносят существенный ущерб экономической деятельности, приводят к большим потерям ресурсов организаций. Следовательно, необходимо снижать уровень конфликтного противостояния, используя классические и современные достижения в области управления и профилактики конфликтов.
Психологические особенности конфликтных взаимодействий в организациях
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области психологии конфликтов позволяет говорить о том, что на возникновение конфликтов оказывают влияние личностные особенности. В частности это касается таких личностных особенностей как эмпатия и локус контроля. В работе с уже возникшими конфликтами большую роль играет изучение копинг-стратегий поведения в конфликтных ситуациях - основной линии поведения конфликтующих сторон на заключительном этапе конфликта.
В работе нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между уровнем конфликтности человека и его личностными особенностями, например, эмпатией и локусом контроля: высокий уровень эмпатии и интернальный локус контроля снижают вероятность возникновения конфликтов.
2. Существует взаимосвязь между такими личностными особенностями человека, как эмпатия и локус контроля, и избираемой копинг-стратегией поведения в конфликте: высокая способность к эмпатии и интернальный локус контроля чаще предполагает выбор эмоциональных копинг-стратегий.
Для проверки сформулированных гипотез и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: методика «Определение локуса контроля поведения», опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна, методика «Самооценка конфликтности» и методика «Определение копинг-стратегий поведения» Э. Хайма.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы:
Конфликтность человека, а, следовательно, и возникновение организационных конфликтов, связаны с такой личностной особенностью как эмпатия (полученный уровень значимости - 0,04 (p<0,05)). Результаты исследования показывают, что у личности с высоким уровнем эмпатии ниже уровень конфликтности, чем у личности с низким уровнем эмпатии. Это можно объяснить тем, что хорошо развитая способность к эмпатии способствует тому, что сотрудники организаций ведут себя более адекватно ситуации делового взаимодействия, в большей степени отвечают ожиданиям партнеров по общению, что снижает вероятность возникновения конфликтов.
В работе было выявлено, что вторая выделенная нами личностная особенность, оказывающая влияние на возникновение организационных конфликтов – локус контроля, никак не связана с уровнем конфликтности личности (полученный уровень значимости - 0, 93 (p>0,05)). В исследовании удалось обнаружить, что эмпатия и конфликтность сотрудников имеют гендерную специфику. ............