Часть полного текста документа:Целая и дробная части действительного числа. Т.С. Кармакова, доцент кафедры алгебры ХГПУ В различных вопросах теории чисел, математического анализа, теории рекурсивных функций и в других вопросах математики используются понятия целой и дробной частей действительного числа. В программу школ и классов с углубленным изучением математики включены вопросы, связанные с этими понятиями, но на их изложение в учебнике алгебры для 9 класса [1] отведено всего 34 строки. Рассмотрим более подробно эту тему. Определение 1 Целой частью действительного числа х называется наибольшее целое число, не превосходящее х. Целая часть числа обозначается символом [х ] и читается так: "целая часть х" или: "целая часть от х ". Иногда целая часть числа обозначается Е(х) и читается так: "антье х " или " антье от х ". Второе название происходит от французского слова entiere - целый. Пример. Вычислить [x], если х принимает значения: 1,5; 3; -1.3; -4. Решение Из определения [x] следует: [1,5] = 1, т.к. 1Z, 1 1,5 [ 3 ] = 3, т.к. 3Z, 3 3 [-1,3]=-2, т.к. -2Z, -2 -1,3 [-4] =-4, т.к. -4Z, -4-4. Свойства целой части действительного числа. 1. [ x ] = x , если хZ 2. [ x ] x [ x ] + 1 3. [ x + m ] = [ x ] + m , где m Z Рассмотрим примеры использования этого понятия в различных задачах. Пример 1 Решить уравнения: 1.1[ x ] = 3 [ x + 1,3 ] = - 5 [ x + 1 ] + [ x - 2] - [x + 3 ] = 5 1.4 [ x ]- 7 [ x ] + 10 = 0 Решение 1.1 [ x ] = 3. По свойству 2 данное уравнение равносильно неравенству 3 х 4 Ответ : [ 3 ; 4 ) [ x + 1,3 ] = - 5. По свойству 2 : - 5 х + 1,3 - 4 - 6,3 х - 5,3 Ответ : [ -6,3 ; -5,3 ) [ x + 1 ] + [ x - 2 ] - [ x + 3 ] = 5. По свойству 3: [ x ] + 1 + [ x ] - 2 - [ x ] - 3 = 5 [ x ] = 9 9 x 10 (по 2 ) Ответ : [ 9 ; 10 ) 1.4 [ x ]- 7 [ x ] + 10 = 0 Пусть [ x ] = t , тогда t - 7 t + 10 = 0 , т.е. Ответ : [ 2 ; 3 ) [ 5 ; 6) Пример 2. Решить неравенства: 2.1 [ x ] 2 [ x ] > 2 [ x ] 2 [ x ] < 2 [ x ] - 8 [ x ] + 15 0 Решение 2.1 Согласно определению [ x ] и 1, этому неравенству удовлетворяют х Ответ : [ 2 ; ). 2.2 Решение этого неравенства: х. Ответ : [ 3 ; ). 2.3 x < 3 2.4 x < 2 2.5 Пусть [ x ] = t , тогда данное неравенство равносильно системе 3 Ответ : [ 3; 6 ). 2.6 Пусть [ x ] = t , тогда получим . Ответ : (-. Пример 4. Постройте график функции y = [ x ] Решение 1). ООФ: х R 2). МЗФ: y Z 3). Т.к. при х [ m ; m + 1), где m Z , [ x ] = m, то и y = m, т.е. график представляет совокупность бесконечного множества горизонтальных отрезков, из которых исключены их правые концы. Например, х [ -1 ; 0 ) [ x ] = -1 y = - 1 ; x [ 0; 1) [ x ] = 0 y = 0. Примечание. 1. Имеем пример функции, которая задается разными аналитическими выражениями на разных участках. 2. Кружочками отмечены точки, не принадлежащие графику. Определение 2. Дробной частью действительного числа х называется разность х - [ x ]. ............ |