Часть полного текста документа:Целеполагание и рефлексия в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Свитова Татьяна Викторовна, преподаватель Самарской государственной академии культуры и искусств, аспирант по специальности 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования Студент-исполнитель приходит на индивидуальное занятие. В зависимости от уровня предстоящего выступления (концертное или конкурсное исполнение, экзамен или зачет, просто изучение репертуара) и учебного периода (начало, середина, конец семестра) это может быть кропотливая совместная работа преподавателя и студента над фрагментами произведений или целостное исполнение с консультацией педагога в конце. Студент выполняет свою "функцию" (проигрывает или пропевает свою программу), слушает замечания или советы преподавателя в процессе или по окончании исполнения и вносит в свою работу коррективы - такова самая общая схема традиционного урока. Как правило, главный итог работы - исполнительское освоение программы. Постановка вопроса о целеполагании может показаться со стороны не столь уж необходимой. Проходит 5 лет и выпускник-профессионал остается наедине со своим опытом, приобретенным в учебном заведении. Начиная работать самостоятельно, он постоянно сталкивается с вопросами: С чего начинать? Как наиболее продуктивно выстроить свою работу? Какие приемы, способы применять для достижения более качественного результата в более короткий срок? Почему приемы работы, всегда благополучно применяемые, перестают помогать в новых условиях? и т.п. Реальная исполнительская деятельность требует от музыканта умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям, индивидуального подхода к слушательской аудитории, частного рассмотрения возникающих проблем. Отработанный за годы учебы алгоритм в один момент перестает "работать". Именно здесь и проявятся качества личности музыканта, благодаря которым успешно организуется его деятельность. Умение ставить цель - одно из таких важнейших качеств. Оно позволяет намечать план дальнейших действий, двигаться по определенной траектории, предвидеть возможные трудности и находить пути их преодоления. Цель деятельности музыканта-исполнителя имеет просветительский характер: развивать личность слушателей, способствовать её обогащению, используя потенциал культурного наследия человечества. Из неё исходит цель профессиональной подготовки специалиста в вузе: развитие индивидуальных возможностей студентов-исполнителей, направленных на раскрытие личности слушателя. С сентября 2005 г . по июнь 2006 г . в Самарской государственной академии культуры и искусств проходила экспериментальная работа, реализующая технологию педагогической эвристики в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя - адаптированную технологию эвристического обучения А. В. Хуторского. Работа со студентами начиналась с составления индивидуальных образовательных программ, первым этапом которого была постановка цели по индивидуальным специальным дисциплинам на предстоящий учебный год. Анализ работы со студентами по целеполаганию показал различное отношение студентов к этой процедуре. В целом определение и формулировка цели вызвали у них затруднения. Как правило, цели студентов достаточно абстрактны и мало раскрывают (либо не раскрывают вообще) смысл дисциплины: "стать музыкантом-профессионалом", "развить профессиональные качества, навыки", "освоение репертуара" ("изучить произведения"), "научиться профессионально петь (играть)", "работа над образом". ............ |