Часть полного текста документа:Тупики силы Христианство - это мироощущение слабых. Таков упрек, звучавший в истории. Такова и констатация факта. "Сила солому ломит", - говорит пословица. Сильный защищает слабого - таково требование морали. Сильный диктует слабому - таково правило политики. Что есть сила ? Одно из возможных определений гласит: сила представляет собой способность преодолевать сопротивление внешней среды. Если среда агрессивна, сила представляется как способность к защите. Если среда нейтральна, сила проявляет себя в преобразовании этой среды. Сила - это инструмент обладателя силы. Он ею пользуется, когда считает необходимым; он на нее рассчитывает, строя планы и организуя свою дальнейшую жизнь. Сильный человек надеется на свою силу - надеется на себя. Но если он надеется лишь на себя, то он попросту глуп. Неразумен человек, который не видит проблем. Если он их просто не замечает, возможно, что это блаженный - убогий, который у Бога. Но человек, считающий, что все проблемы для него разрешимы, излишне самоуверен. Силач может сдвинуть с места груженый вагон, но все же такие дела в компетенции электровоза. Сильный человек может сидеть на кубышке, в которой хранятся его деньги, и так отгонять воров, но хранить их в Сбербанке, пожалуй, будет надежней. Можно положить годы на обучение своих детей, но школа даст им все-таки больше. Возможность переложить свои проблемы на плечи общества, есть признак того, что это общество цивилизовано. Совокупно общество сильнее отдельного человека. Каждый из нас хотел бы надеяться, что этой силы достаточно, чтобы остановить вооруженного негодяя... Но есть и такие проблемы, которые общество решить заведомо не в состоянии. Люди умирают от рака, умирают от СПИДа. Так было вчера, так, к сожалению, будет и завтра. Остается надеяться, что когда-нибудь в будущем человечество все-таки окажется победителем. Здесь проходит сущностный рубеж в понимании силы. Человечество в силе разрешить многие проблемы своего бытия. Но вот вопрос: все ли проблемы способно оно разрешить ? Есть ответ, что все проблемы, нужен только свой срок для решения каждой. Такова концепция гуманизма. Последовательный гуманист также отнесется и к смерти. Люди смертны - пока, а когда-нибудь человечество найдет ключ к бессмертию личности. До тех пор приходится довольствоваться совокупной человеческой памятью - этим эрзацем бессмертия. Впрочем, последовательных гуманистов немного. Что-то мешает поставить смерть как таковую в один ряд с атомной угрозой, проблемой озоновых дыр и потеплением климата. Смерть слишком глобальна и одновременно особенно личностна. Она требует быть вынесенной за скобки. Смерть - не есть проблема. Она - условие жизни. Жизнь неизбежно связана со смертью и вне этой связи попросту невозможна. К смерти, ожидающей нас в конце, надо относиться так же, как к тому, что мы дышим кислородом и ходим вверх головой. Данность смерти печальна лично для нас, но представляет собой закон природы. Такая позиция очень распространена, как распространен порождающий ее обыденный атеизм. Атеист признает свое бессилие перед смертью, но не называет это бессилием. ............ |