Часть полного текста документа:Творчество душевнобольных М.Н.Земсков (Москва, интерн кафедры психиатрии и медицинской психологии РГМУ) Существовало множество попыток классифицировать произведения душевнобольных, как по технике исполнения, так и по жанрам, и объектам изображения. Однако искусственность такого деления не позволяет проанализировать произведение в целом. Поэтому в основу одной из классификаций работ положен характер изобразительного языка, его уровень, его способность адекватно выделить суть индивидуального видения художника. По характеру изобразительного языка работы достаточно четко делятся на три группы: Распад изобразительной формы. Естественная изобразительная форма. Условная изобразительная форма. Первый тип работ, характеризующийся явным распадом изобразительной формы, ее деформацией и искажением, принадлежит особой группе больных. Живописное творчество в этих случаях интимно связано с основными проявлениями болезни. Тяга к рисованию, обнаруживающаяся в детстве, еще до появления отчетливой психопатологической симптоматики, по мере развития психопатологического процесса приобретает характер патологического творчества, выступая в рамках сверхценных образований. В аспекте нозологической квалификации в соответствии с исследованиями некоторых авторов речь идет о случаях юношеской психопатоподобной шизофрении. Уже в пубертатном периоде у этих больных обнаруживаются грубые расстройства влечений (страсть к перемене мест, сексуальные извращения, тяга к наркотикам, алкоголизм и др.), а также рудиментарные навязчивости, идеи отношения, отдельные кататонические проявления. На фоне нарастающих психопатоподобных изменений, расстройств мышления, усиливающегося резонерства и эмоциональной холодности, обнаруживается резкое падение работоспособности. Больные в большинстве своем не могут завершить даже среднего образования, приобрести профессию, не удерживаются на работе; проявляются вычурность в одежде, неопрятность, неряшливость. Явления метафизической инфоксикации, характерные для этой группы больных носят своеобразный характер. Наряду с несвойственной ранее религиозностью, склонностью к абстрактным философским построениям, постепенно формируется особая система эстетических взглядов, обычно сочетающаяся с однобоким увлечением авангардистскими течениями в живописи, склонностью к художественному конструированию. Эти увлечения, приобретая доминирующее значение в жизни пациентов, постепенно вытесняют остальные интересы. Больные переоценивают собственные возможности, считают себя выдающимися художниками, непризнанными гениями, рамного опережающими современников. В рамках этой группы пациентов с наибольшей силой и определенностью получили выражение основные признаки шизофренической изобразительности. Их работы монохромны, наиболее тесно и открыто связаны с разного рода текстами, представляют собой преимущественно графические листы, выполненные в форме рисунка. В той группе практически не встречается пейзажный мир, преобладает изображение человека с чудовищной деформацией частей тела, в фантастических сочетаниях или срастаниях с предметным миром. Особое внимание привлекает лицо человека - оно становится ареной пребывания самых странных картин бытия или вымысла. ............ |