1. Показатель качества продукции
Качество- степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТР ISO9000)
Требования- потребность или ожидания, которые установлены, предполагаются или являются обязательными.
Качество измеряется системой показателей:
· По характеризуемым свойствам качества продукции (назначению, надежности, технологичности и т.д.)
· По стадии жизненного цикла; эти сроки могут быть: прогнозируемыми, производственными, эксплуатационными.
· По единицам измерения.
Область науки, изучающая методы количественной оценки называется квалиметрией.
Количество продукции различно с точки зрения потребителя. А с точки зрения производителя и потребителя может быть диаметрально противоположно, так как для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, имеет ценность. Для потребителя ценность имеют те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям.
2. Стадии развития качества
В истории существуют пять фаз развития качества. Они идут непоследовательно, могут перекрывать друг друга, совмещаться.
1. Фаза отбраковки
Основу концепции обеспечения качества этой фазы можно сформулировать так: "Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы не годные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя".
2. Фаза управления качеством
1924г.- американский инженер Шухарт предложил концепцию, суть которой состояла в том не как изъять негодные изделия, а как повысить выход годной продукции.
Ядром концепции обеспечения качества на этой фазе стало: "Сохраняется главная цель - потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества. Но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий".
3. Фаза менеджмента качества
Основа качества труда -качество а всех уровнях. Когда каждый работник получает удовольствие от работы.
Программа базировалась уже не на совершенствовании только производственных процессов, а на совершенствовании системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучение всех сотрудников сверху донизу основным методам обеспечения качества, упора на мотивацию сотрудников на высококачественный труд. Место концепции недопущения брака к потребителю и концепции увеличения выхода годных изделий заняла концепция "0 дефектов".
4. Фаза планирования качества
Основой концепции новой фазы стали:
1. идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;
2. перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологическое дефекты еще до начала стадии производства;
3. место концепции "0 дефектов" заняла концепция "удовлетворенного потребителя";
4. высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается, т.к. ............