1. Развитие персонала: обучение и повышение квалификации, планирование карьеры, работа с кадровым резервом
Развитие персонала - совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом:
- по обучению, переподготовке и повышению квалификации персонала;
- по организации изобретательской и рационализаторской работы;
- по профессиональной адаптации;
- по оценке кандидатов на вакантную должность;
- по текущей периодической оценке кадров;
- по планированию деловой карьеры;
- по работе с кадровым резервом.
Приглашение высококлассных специалистов — дорогое удовольствие, узкая направленность штатного бизнес-тренера — неудачный вариант в условиях различных задач. Сокращение набора персонала влечет за собой закрытие адаптационных программ, отсутствие новых производственных задач не предусматривает развитие обучающих программ.
В условиях кризиса кардинально меняется система обучения. Финансовые ограничения требует пересмотра обучающих программ. Вкладывать средства в обучение персонала необходимо. Изменившиеся обстоятельства предполагают оптимизацию производства и бизнес-процессов. Но обучение должно быть точечным и отвечать актуальным потребностям.
Антикризисные обучающие программы должны быть направлены на повышение эффективности работы персонала. Главное, чего следует достичь в условиях начавшейся паники и беспокойства, — внушить уверенность, что руководство контролирует ситуацию и не оставит сотрудников на произвол судьбы.
2. Мотивация трудового поведения персонала: мотивация и их теории, методы
Мотивация - это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Программа вывода компании из кризиса, как правило, предполагает проведение радикальных преобразований в условиях крайней ограниченности ресурсов, в первую очередь финансовых и временных. Поэтому при проведении антикризисной программы в области управления персоналом необходимо решить две основные задачи: удержание и вовлечение в реализацию мероприятий антикризисной программы одних сотрудников; минимизация рисков возникновения конфликтных ситуаций при увольнении других. В какую группу попадет каждый сотрудник — «удерживаемых» или «увольняемых» — зависит как от общих планов компании по выходу из кризиса, так и от выбранных направлений развития.
Одним из средств, обеспечивающих необходимую мотивацию сотрудников, является специальная программа оплаты труда и стимулирования, разработанная на основе дифференцированного подхода к различным категориям и группам персонала.
Для мотивации наиболее значимых сотрудников часто требуется введение дополнительных выплат за выполнение задач в рамках антикризисной программы. Формирование списка таких сотрудников начинается обычно с производственных подразделений, а готовые списки обязательно согласуются с генеральным директором, руководителями производств и цехов.
3. Высвобождение персонала: увольнения по собственному желанию, по инициативе администрации, сокращение.
Высвобождение персонала (аутплейсмент) - увольнение или отстранение от работы на длительные срок одного или большого числа работников по причинам экономического, структурного или технологического характера с целью уменьшения количества занятых, либо изменения их профессионально-квалификационного состава[1]. ............