Часть полного текста документа:В поисках Града Божьего: из опыта новых отечественных религиозных образований В.Г. Иванов, М.В. Птиченко В начале 90-х годов в России появилось множество новых религиозных образований, одни из которых были перенесены на русскую почву с Запада, а другие были рождены отечественными религиозными исканиями. Будучи явлением отечественной культуры, эти организации обнаруживают некоторое родство с традициями русской религиозности. Их условно можно охарактеризовать как форму современного преломления одного из главных "вдохновений" этой религиозности - идеала целостности, поиска синтетического единства всех сторон реальности, стремление воплотить царство Божие на земле. К числу таких относятся "Богородичный центр", "Церковь Последнего завета", "Вселенская церковь "Великое Белое братство"" - новые религиозные движения, которые не просто заявили о себе в указанные годы, а выработали определенные доктринальные положения, без чего было бы невозможно организационное формирование этих религиозных структур. Анализ литературы, издаваемой этими обществами, позволяет выявить те элементы, из которых складывается их вероучение, носящее явный синкретический характер. Показательно в этом отношении, что даже Дэви Мария Христос представляющая себя в качестве родоначальницы "Вселенской Новой религии", видит ее наследницей всех "древних религий" [1]. При этом образная и символическая система, используемая в проповеднической деятельности Белого братства во многом опирается на библейскую и христианскую традицию, составляющую главный идейный и образный фон их теоретических конструкций. При этом духовные лидеры подчеркивают, что принадлежат христианской традиции и восстанавливают (или даже воссоздают!) "истинную религию", которая преодолевает рамки конфессиональности. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на священное для этих организаций писание. Примечательно, что священные тексты "Великого Белого братства", "Церкви Последнего Завета" носят одно и то же название - "Последний Завет", что подчеркивает не только связь с Ветхим и Новым Заветами, но и свидетельствует о глубокой эсхатологичности их воззрений. Эсхатологические настроения невозможны без мистического понимания истории, запредельный смысл которой заключается в подготовке к Царству Божию; это последняя черта, за которой или гармоничная целостность, полнота, или - глобальная катастрофа. Возможность активно и коренным образом изменять основы мира - это нерв всего религиозного творчества рассматриваемых религиозных движений. "Деятельное" отношение к миру испытывает влияние напряженной эсхатологичности. Экологическую катастрофу с последующей гибелью значительной части человечества предрекал Виссарион в середине 90-х гг. Мария Дэви Христос именует себя "Апокалиптической женой", связывая свое явление с тем историческим периодом, когда мир дошел до крайней степени деградации. Идеал, к которому они стремятся, находится в самом ближайшем будущем. Их идеал фактически уже должен осуществляться. В то же время отсутствует его оформление в четкие социально-экономические, социально-политические формы. Именно интенсивный эсхатологизм, отвергающий "старую" жизнь, отрицает всякую возможность идеализации фактов настоящего. Особая роль в создании другого мира отводится Мессии. ............ |