Часть полного текста документа:ВЕДЫ Подготовлено Посланчиком А.Ю. 362 группа Специально для дисциплины "Мировое и российское наследие" Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах - древних санскритских текстах, охватывающих вес области человеческого знания. Санскритское слово "веда" означает "знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части: "Риг", "Сама", "Йаджур", "Aтхарву". "Риг-веда" - "Веда хвалы", состоит из 1017 гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет "Йаджур-веда", известная как "Веда жертвоприношений", содержит инструкции по проведению жертвоприношений. "Сама-веда", "Веда песнопений", состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в другом контексте в "Риг-веде". "Сама-веда" особенно прославляет небесный напиток сому. "Атхарва-веда" содержит различные песни и обряды, по большей части предназначенные для излечения болезней. После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату", историю Индии. Вес это: Пураны, "Махабхарата", состоящая из 110000 шлок (стихов), четыре Веды и 108 Упанишад - составляет ведическую литературу. В Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах главным образом описывают безличный аспект Абсолютной Истины. Затем Вйасадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в афоризмах, известных как "Веданта-сутра" (ведаанта буквально означает "конец Вед"). Но он оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже "Веданта-сутру". Тогда его духовный учитель Нарада Муни дал ему указание: "Разъясни "Веданту"" (ШБ.1.5-я глава). После этого Вйасадева записал комментарий к его же "Веданта-сутре" в виде Махапураны "Шримад-Бхагаватам", состоящей из 18000 шлок. "Шримад-Бхагаватам" известен как зрелый плод дерева ведичсского знания. Особое место в ведичсской литературе занимает "Бхагават-гита" - эпизод из "Махабхараты". "Бхагават-гита" - это диалог между Верховной Личностью Бога Шри Кришной со Своим преданным другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад. В ней изложена суть философии Вед и она является основной священной книгой почти для всех религиозных течений Индии. Кроме основных Вед существуют еще Упаведы - вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания. Например, в "Аюр-веде" излагается медицинское знание, в "Дханур-веде" - "Веде лука" - излагаются принципы воинского искусства, в "Джатир-веде" - астрология. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Таким образом цивилизация древней Индии основывалась на Ведах, и поэтому ее называют еще ведической цивилизацией. Как описывается в самих Ведах (например, Бхагават-гита, глава 4, текст 2 или БГ.4.2), ведическое знание передавалась по цепи ученической преемственности (парампаре или сампрадайе). Значение этого объясняется следующим образом. Любой человек в этом мире имеет 4 недостатка: он склонен впадать в иллюзию, склонен к обману, обречен совершать ошибки и имеет несовершенные чувства. ............ |