Часть полного текста документа:Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) (1902-1989) КАВЕРИН, ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1902-1989), наст. фамилия Зильбер, русский писатель. Родился 6 (19) апреля 1902 в Пскове в семье военного музыканта, капельмейстера полка. В 1912-1918 учился в Псковской гимназии. В 1919 приехал в Москву, окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Работал в библиотеке московского военного округа, в художественном подотделе Московского совета. Посещал пушкинский семинар В.И.Иванова, встречался с А.Белым, бывал на литературных вечерах с участием В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, В.В.Маяковского. В 1920, по совету Ю.Н.Тынянова (мужа сестры Каверина), переехал В Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Обратившись к прозе, в 1920 представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, рассказ Одиннадцатая аксиома и был удостоен одной из премий. Рассказ вызвал заинтересованное внимание М.Горького, который и в дальнейшем продолжал следить за творчеством Каверина, давая отзывы на многие его произведения. Важную роль в формировании писателя сыграло его участие в литературной группе "Серапионовы братья", возникшей в 1921. Здесь наиболее близким ему по творческим устремлениям оказался Л.Н.Лунц, литератор универсального склада, тяготевший к остросюжетным построениям и выдвинувший лозунг "На Запад!" Каверин в ту пору тоже провозглашал: "Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона". Первое опубликованное произведение Каверина - Хроника города Лейпциг, выдержанное в иронически-фантастическом "гофмановском" колорите, - увидело свет в составе альманаха "Серапионовы братья" в 1922. В том же году Каверин женился на Л.Н.Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. Первая книга писателя - Мастера и подмастерья, состоявшая из шести новелл, - вышла в 1923 и два года спустя была переиздана под названием Рассказы. Рассказы и небольшие повести Каверина печатались также в периодике. Ранняя новеллистика Каверина отмечена смелостью творческой фантазии, калейдоскопическим обилием разноликих персонажей, гротескностью их превращений, парадоксальной игрой с фабулой. Наиболее значительные произведения той поры: Пятый странник, Пурпурный палимпсест, Столяры, Бочка, Большая игра, Ревизор - были отобраны автором в 1980 для первого тома Собрания сочинений. "Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить свое слово и вспомнить, что это слово - русское", - писал в 1923 Е.И.Замятин. И сам Каверин ощутил внутреннюю потребность в большей мотивированности характеров и ситуаций, в четком и ясном языке повествования. Переход к новой творческой манере ощутим в повести Конец хазы, где автор, по словам Горького, "смело шагнул в сторону от себя". Такие решительные шаги "в сторону" от уже обретенной системы приемов были характерны для творческого пути Каверина. До конца 1920-х годов Каверин совмещал литературную работу с научной: по окончании университета был оставлен в аспирантуре, в 1929 выпустил книгу Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора "Библиотеки для чтения" (2-е изд. ............ |