Ранчин А. М.
 К интерпретации стихотворений «Айя-София» и «На розвальнях, уложенных соломой...»
 Византии посвящено стихотворение О.Э. Мандельштама «Айя-София» (1912), вошедшее в сборник «Камень» (1923 г.). 
 Айя-София —здесь остановиться 
 Сулил Господь народам и царям! 
 Ведь купол твой, по слову очевидца, 
 Как на цепи, подвешен к небесам. 
 И всем векам — пример Юстиниана, 
 Когда похитить для чужих богов 
 Позволила эфесская Диана 
 Сто семь зеленых мраморных столбов. 
 Но что же думал твой строитель щедрый, 
 Когда, душой и помыслом высок, 
 Расположил апсиды и экседры, 
 Им указав на запад и восток?
 Прекрасен храм, купающийся в мире, 
 И сорок окон — света торжество; 
 На парусах, под куполом, четыре
 Архангела — прекраснее всего. 
 И мудрое сферическое зданье
 Народы и века переживет, 
 И серафимов гулкое рыданье 
 Не покоробит тёмных позолот. 
 Мандельштам, что характерно для акмеизма — художественного течения, к которому он принадлежал, точен в архитектурной конкретике, в вещественных деталях. Он упоминает и о полукруглых в плане выступах в алтарной части храма (апсидах), и об углублениях (экседрах), пишет о треугольных сферических сводах (парусах), на которые опирается барабан купола (на них изображены фигуры ангелов). 
 Как заметил М.Л. Гаспаров, в этом тексте и в стихотворении «Notre Dame» «звучит дорогая Мандельштаму тема культурной непрерывности<...>» (Гаспаров М.Л. Поэт и культура: Три поэтика Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Полное собрание стихотворений. СПб., 1995. («Новая библиотека поэта»). С. 14). 
 Св. София организует и время, и пространство. Она — зри- мое напоминание о прошлом, об основании Константинополя:
 Айя-София — здесь остановиться
 Судил Господь народам и царям!
 Мандельштам подразумевает легенду, по которой сам Бог указал Константину Великому место для основания города (ср.: Taranovsky K. Essays on Mandel’stam. Cambridge (Mass.); L., 1976. P. 119). Эти строки отсылают к первоистоку истории Константинополя; их «начальному» положению на временной оси соответствует место в тексте: они открывают стихотворение. Завершается «Айя-София» строками, свидетельствующими о будущем святыни:
 И мудрое сферическое зданье 
 Народы и века переживет, 
 И серафимов гулкое рыданье
 Не покоробит темных позолот. 
 Соответственно, в первых трёх строфах преобладают глагольные сказуемые в форме прошедшего времени, в последних строках — будущего. Настоящему временному плану в стихотворении соответствует описание св. Софии в предпоследней, четвертой строфе.
 Подчеркивается и срединное, центральное положение храма в пространстве: обозначены запад и восток как ориентиры («Расположил апсиды и экседры, / Им указав на запад и восток»). Сам же город был заложен Константином в месте, где сходились европейские и азиатские дороги.
 Св. София в стихотворении Мандельштама символизирует скорее не православие, а вечность и божественное совершенство («храм, купающийся в мире», «мудрое сферическое зданье»). Запад и восток — не просто стороны света, но и, вероятно, католицизм и христианство. Мандельштам называет в «Айя-Софии» имя императора-храмостроителя — Юстиниан. Юстиниан повелел для св. Софии взять колонны из языческого святилища богини-охотницы Дианы (Артемиды) в городе Эфесе.  ............