Часть полного текста документа:Влияние тревоги на самосознание подростка А. О. Василенко Взрослеющий подросток впервые в онтогенезе начинает познавать себя путем рефлексии. В этот период его представление о себе не только расширяется, но и структурируется. Появляется возможность изучать самосознание непосредственно через самоотчет, то есть путем самооценивания. Самооценка - основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании (А. И. Липкина, Л. И. Рыбак, 1988). Анализ психологической литературы позволяет увидеть различные подходы к ее структурированию. Часть исследователей рассматривают внутри самооценки целый комплекс структур: общее - частное, реальное - демонстрируемое, позитивное - негативное, осознаваемое - неосознаваемое, адекватное - неадекватное, когнитивное - эмоциональное, стабильное -нестабильное. Выделяют также уровень развития самооценки и степень ее дифференцированности. J. Shoentman (1984) представляет самооценку как одномерную величину, которая выражается в общем принятии или непринятии себя как личности. Данная позиция формируется у человека в ходе его онтогенетического развития. Сходного теоретического взгляда придерживается В. В. Столин (1983), который при описании содержания самооценки также выделяет эмоционально-ценностное отношение личности к себе и описывает его в следующих оценочных полюсах: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - отдаленность. В рамках другого подхода (В. Э. Чудновский, 1988) общая самооценка понимается как иерархизированная система частных оценок, находящихся в постоянном динамическом взаимодействии. Причем на первом этапе самооценка представлена недифференцированным, гомогенным образованием, которое в своем развитии усложняется и представляет впоследствии систему частных самооценок. По мнению Д. И. Фельдштейна (1981), если система частных оценок носит высокую степень дифференцированности, то это определяет более высокую функциональную независимость данной системы от общей самооценки. И, напротив, если система частных самооценок является недифференцированной, то, следовательно, ее взаимосвязь с общей самооценкой будет носить взаимозависимый характер. В формировании и развитии общей самооценки главная роль отводится когнитивным способностям, так как они способствуют обобщению наиболее значимых для личности самооценок. Самооценка формируется из трех источников (Д. В. Ярцев, 2003): 1. Сопоставление "реального" и "идеального" Я. 2. Мнение подростка об оценке референтных источников (родители, учителя, сверстники). 3. Подросток оценивает успешность своих действий через призму своей идентичности. Усложняется содержание самооценки, а именно, эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка. Рост эмоциональной напряженности у подростка в отношении себя может блокировать развитие когнитивного компонента самооценки. Д. В. Ярцев предполагает, что оценка, получаемая подростком от референтной группы, носит в большей степени не содержательный, а аффективный характер, что определяет доминирование данного аспекта. На фоне доминирования эмоционального аспекта самооценки конгитивная составляющая ослабевает, что ведет к уменьшению достоверности получаемой информации о себе и о мире, размытости Я-образа и появлению экзистенциальной (или базовой) тревоги. ............ |