Часть полного текста документа:Время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи Середина XVII века - время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. В сороковых-пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойепа, ведущего художника раннего голландского пейзажа. В это же время зреет и крепнет, чтобы в 1660-х годах развернуться в полную мощь, гений Якоба ван Рейсдаля. Произведениями Гойона завершается один этап развития голландского пейзажа, появление картин Рейсдаля знаменует собой начало другого - нового. Обладая первоклассными работамп обоих художников, так же как и других пейзажистов XVII в., эрмитажное собрание дает полное представление об отличительных особенностях развития пейзажной живописи Голландии. Правдивый показ человека п окружающего его мира- определяющие черты искусства этой небольшой, но мощной буржуазной республики, занявшей в XVII в. одно пз первых мест в экономической и культурной жпзнп Европы. Любовь простого человека к своей родине, путем долгой героической борьбы отвоеванной у испанцев в эпоху нидерландской роволю-Ш1И, нашла свое выражение в развитии реалистического пейзажа. Голландия дала многих прекрасных художников, сделавших изображение природы своей спенпальностыо. Нигде в XVII в. пейзажная живопись но получила такого развития, как в этой маленькой стране. С неослабевающпм интеросом передавали художники незатейливые виды родной природы: холмистые гряды дюн, далекие просторы широко разлившихся рек с раскинувшимися на их берегах городами, проходящие у хижин проселочные дороги. Скромные картины пейзажистов заняли прочное место в обстановке голландских домов, украсив, наряду с портретами, стены уютных комнат. В начале XVII в. тщательно разработанные пейзажные виды еще оживлены пестрыми фигурами людей. В картинах этого времени природа предстает главным образом как арена деятельности человека. Другое в пейзажах 1630-1640-х годов, особенно в произведениях ведущего живописца этого времени - Яна ван Гойена. Правда, и здесь пейзаж еще не мыслится без человека. Снующие взад и вперед, занятые различными долами люди играют большую роль в его картинах, но все же основное в них - показ бесконечных пространств голландских равнин и моря, сливающегося на горизонте с высоким облачным небом. Особенно характерны в этом отношении произведения Гойена 1640-х годов. Зимний день. По простору замерзшей реки движутся в разных направлениях небольшие, переданные сероватыми тонами фигуры людей. Над раскинувшимся на дальнем берегу городом вырисовываются контуры ветряных мельниц, башня готического собора. Таков облик Голландии, предстающей перед нами в картине ван Гойена 1645 г. ((Берег в Схевенингено". Зрелая работа художника, она характеризует не только его индивидуальные достижения, но и передовое направление пейзажной живописи середины века. Стремление показать бесконечную протяженность окружающей природы лежит в основе подобных произведений. Изображенная в картине широкая панорама замерзшей роки воспринимается лишь как часть зримого мира, как случайный вырез из него. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Ни одного яркого пятна. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. ............ |