Часть полного текста документа:Взлет и падение аналитической философии. Решер Н. I. Идеи, вдохновляющие англо-американскую философию Англо-американская аналитическая философия представляет собой не столько философскую позицию, сколько подход к проблемам, своеобразную идеологию того, как необходимо действовать в области, подлежащей исследованию. На этом основании базируется путь решения философских вопросов и предвидения результатов этой практики. Возможно, наиболее плодотворный путь к пониманию природы аналитической философии как особой доктрины, связан с рассмотрением отдельных положений и теорий, которые послужили источником ее развития. Целая серия различных работ оказала особое влияние на формирование аналитического подхода. Основные моменты этого процесса таковы. Рассел о несуществующем. В своей классической работе "О логике денотации" (1905) Бертран Рассел подчеркивал, что существует фундаментальная ошибка - размышлять над онтологией несуществующих объектов, как это, например, делал Мейнонг. Рассел настаивал на том, что "нынешний король Франции" - вовсе не является несуществующим объектом определенного вида, а, скорее всего, просто имеется выражение "нынешний король Франции", функция которого в пропозициональных контекстах - указание на путь, приводящий к заключениям, что все предикативные высказывания типа "нынешний король Франции лыс" - ложны. Предположение о том, что здесь мы имеем дело с объектом достаточно необычного вида, есть лингвистическая (скорее, чем оптическая) иллюзия. ДЖ. Э. МУР О ДОБРЕ. Размышления Мура о значении "добра" привели к выводу, что добро - это идея, которая должна пониматься в своих собственных терминах, что значение этого термина не может быть сведено к формуле-определению вида "добро - это то, что способствует счастью, приводит к еще большему добру или подобное этому, так как прояснение добра определением обречено на провал". Философские поиски (возвращаясь к Сократу) определения природы добра - это заблуждение. Конечно, это мнение не есть еще полное поражение поисков того, что есть добро, так как мы должны различать определение и объяснение добра, то есть характеристики, составляющие добро и делающие добро. Последнее из двух названных - решаемая проблема: дружба, наслаждение и так далее. Терпя неудачу из-за сильного увлечения лингвистическими свойствами, философы безрезультатно обращают внимание совсем не на ту проблему. Мур видел этот результат как внутренне присущий "парадоксу анализа", содержащийся в дилемме, что такой анализ просто или вновь утверждает (что в данном случае бесполезно) или делает ложное заявление (что в данном случае некорректно). Попытки философов обеспечить анализ определениями, таким образом, очень часто (а возможно, и всегда) приводят к ошибкам, когда пренебрегают внимательным отношением к соответствующему использованию языка. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН О ПРОСТРАНСТВЕ-ВРЕМЕНИ. Несомненно, что философский аспект специальной теории относительности Эйнштейна также способствовал становлению аналитической философии. Тезис о том, что никакой сигнал не может двигаться быстрее, чем со скоростью света, тем самым утверждал, что не может быть способа воплощения абсолютной одновременности. А без одновременности, по Эйнштейну, классический мысленный эксперимент измерения "движением по световому лучу" означает, что мы приближаемся к допущению процессов физического перемещения (таких, как движение светового луча) в установленных детерминированных эписте-мологических отношениях. ............ |