Часть полного текста документа:Явления слияний и поглощений в России и странах ЦВЕ - рост продолжается Н.А. Никитенко, аспирантка кафедры "Мировая экономика и МВКО" Мировой опыт корпоративного управления доказывает, что рост является неотъемлемой частью жизненного цикла компании и важной составляющей успеха ее развития. Отсутствие внутреннего роста делает существование и функционирование компании невозможным. В процессе своего развития компания достигает этапа, когда ее менеджмент должен принять решение о необходимости внешнего роста с использованием инструментов рынка корпоративного контроля - слияний и поглощений (далее - СиП). Как показывает мировая практика, слияния и поглощения компаний стали органичной частью современной экономики. Данное явление впервые было отражено в трудах американских экономистов и ученых еще в конце XIX века, и на протяжении минувшего столетия динамичный, подверженный цикличности процесс глобализации мировой экономики сопровождался волнообразным развитием явления слияний и поглощений. При этом происходил количественный и качественный рост рынка корпоративного контроля, совершенствовался инструментарий реализации сделок по слиянию и поглощению. В настоящее время в мире ежедневно совершается хотя бы одна сделка на рынке корпоративного контроля. Установлено, что 80% всех международных капиталовложений, или четыре из пяти долларов, идущих на цели международного инвестирования, тратятся сегодня не на новое строительство или учреждение новых компаний за рубежом, а на приобретение активов уже существующих фирм [1]. Таким образом, компании не должны недооценивать возможность использования инструментария СиП для реализации собственной стратегии развития. Мотивы слияний и поглощений На всем протяжении развития рынка корпоративного контроля ученые-экономисты, руководство компаний, финансовые консультанты и аналитики пытаются сформулировать и обобщить причины, движимые компаниями, принимающими решения о СиП. Современная экономическая наука выдвигает несколько теорий, которые подтверждены многочисленными исследованиями и опытом: синергетическая теория; "теория гордыни"; теория агентских издержек свободных потоков денежных средств. Рассмотрим каждую из этих теорий подробнее. Самой распространенной теорией является теория повышения добавленной экономической стоимости компании, или иначе - синергетическая теория. Часто эту теорию еще называют "правило "2+2=5", впервые сформулированное в работе Бредли, Десаи, Ким в 1983 г. [2]. Суть состоит в том, что компания, образовавшаяся в результате слияния, может использовать широкий спектр преимуществ, которые возникают вследствие объединения ресурсов прежних корпораций за счет действия следующих синергетических эффектов. Экономия от масштабов и охвата (или экономия операционных издержек, или эффект агломерации) - естественная цель горизонтальных и вертикальных слияний. Более крупная образовавшаяся компания может добиться экономии за счет сокращения административных, маркетинговых и других затрат. Экономия издержек на НИОКР за счет использования компанией-покупателем научно-исследовательских центров и работников компании-цели для разработки и внедрения на рынке новых продуктов, товаров или услуг. ............ |