Часть полного текста документа: Ростовская государственная экономическая академия Кафедра философии и культурологии по культурологии на тему: ЯЗЫЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ СЛАВЯН ВЫПОЛНИЛ студентка гр.615 Глухова Светлана ПРОВЕРИЛ профессор Новикова Р.П. г. Ростов-на-Дону 1998 СОДЕРЖАНИЕ 1. Языческая культура древних славян 2. Понятие мифологии 3. Источники изучения языческой мифологии славян 4. Высшая мифология славян * Перун-бог грозы * Культ Волоса ( Велеса) у восточных славян * Божества огня и солнца: Сварог, Сварожичи и Дажьбог * Хорс-бог солнечного диска * Стрибог * Ярило-бог весеннего плодородия * Женские божества плодородия Леля (Лель) и Лада * Мокошь-женское божество 5. Божества, связанные с праздничной обрядностью * Купала * Кострома * Мара (Морена) * Чур 6. Низшая мифология славян * Навьи и упыри * Берегини и вилы-русалки * Домовой и другие домашние духи * Водяной * Кикимора 7. Представления славян о загробном мире 8. Языческие праздники 9. Языческий пантеон князя Владимира 10. Значение славянской мифологии Языческая культура древних славян На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие хозяйственной деятельности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений. С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом греческое искусство служило вкусам местных жителей - скифов - иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы - иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов - пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока. Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI-VIII веков говорят о двух ветвях славян - антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время. Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. ............ |