Часть полного текста документа:Зеркало японской души - Аниме и его любители Дмитрий Злотницкий Каждая уважающая себя страна известна в мире теми или иными культурными достижениями, которыми не стыдно похвастаться перед соседями. Россия во всем мире знаменита балетом и классической литературой, Италия - оперой и архитектурой, столица Франции считается настоящей меккой моды, а вся Америка не без оснований гордится голливудским кино. Япония же вот уже несколько десятков лет известна прежде всего своей мультипликацией. Впрочем, это совсем не повод презрительно кривиться: аниме давно доказало свою состоятельность и право считаться настоящим культурным феноменом Страны восходящего солнца, а не просто мультиками о девочках в мини-юбках и с глазами на пол-лица. Рецепт: взять чужую идею Ответить на вопрос, что такое аниме, одновременно и просто, и сложно. Формулировка "японские мультики" слишком однобока и не дает практически никакого представления о том, что же этот жанр представляет собой на самом деле. При первом знакомстве практически с любым аниме в глаза бросаются прежде всего визуальные особенности японской мультипликации. Тут вам и пресловутые гипертрофированные глаза, а порой и другие части тела, и нередко самые безумные прически и расцветки волос, и другие стилистические особенности, призванные придать каждому герою неповторимую внешность и раскрыть через нее внутренний мир персонажа. Но даже это только верхушка айсберга. Одной лишь яркой картинки, как бы ни была совершенна прорисовка аниме, наверняка не хватило бы, чтобы оно превратилось в настоящий культ как в Японии, так и за ее пределами. Хотя анимация в Стране восходящего солнца начала развиваться еще до Второй мировой войны, настоящее формирование жанра пришлось на вторую половину ХХ века. Не секрет, что Япония тогда переживала не лучшие времена и в числе прочих индустрий, находившихся в упадке, было и кино. Что и открыло дорогу, возможно, менее престижной, но гораздо более дешевой мультипликации. Японцам было не привыкать заимствовать чужие идеи. Так они поступили и на этот раз, начав с подражания европейским и американским техникам рисования, на основе которых вскоре сформировали собственный неповторимый стиль. Форма была готова - дело было за содержанием, и оно не заставило себя ждать. Аниме versus игровое кино Первоисточником львиной доли аниме является исключительно японское явление - манга, дешевые, преимущественно черно-белые комиксы, пользующиеся в этой стране умопомрачительной популярностью. Лишь то, что, по некоторым оценкам, до половины печатной продукции в современной Японии - это именно манга, говорит о многом. В сюжетном плане манга всегда не слишком хорошо соответствовала стереотипу, изображающему любые комиксы развлечением для маленьких детей. Многие авторы манги не стеснялись затрагивать в своих произведениях весьма серьезные темы, а также наполнять свои творения эротикой и насилием, что, согласитесь, плохо сочетается с образом истории для детей. Но именно это стало второй и, пожалуй, главной особенностью аниме: многообразие и неоднозначность тем, которых касались и продолжают касаться в своих творениях японские аниматоры. Неудивительно, что, когда первая волна популярности японских мультиков захлестнула страны Запада, возникло расхожее мнение, что все аниме перенасыщено жестокостью и натурализмом. ............ |