РЕФЕРАТ
«Жизнь и творчество актера А.В. Баталова»
Подготовила: Радке Марина
2008 г.
Человек обладает не только речью и мышлением, но и способностью к творчеству. Этой способности нет в животном мире, и у человека она не врожденная, а формируется (или не формируется) в процессе его воспитания, в зависимости от потребностей в ней каждого исторического типа культуры. Современный уровень развития общества требует от людей максимального развития их творческих потенций.
В мире много существует творческих людей актеров, поэтов, музыкантов.
Один из наших актеров это А.В.Баталов.
БАТАЛОВ Алексей Владимирович (р. 20 ноября 1928, Владимир), российский актер театра и кино, режиссер, педагог, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989). Государственная премия СССР (1981). Сын театральных актеров — Н. А. Ольшевской и В. П. Баталова.
Вырос в театральной семье. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н. П. Баталов и его жена О. Н. Андровская, а также В. Я. Станицын. В 1940-1960-е годы в московской квартире на Большой Ордынке, где он жил с матерью и отчимом писателем В. Е. Ардовым, подолгу гостила Анна Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры, которые оказали сильное влияние на формирование личности Алексея Баталова.
В 1950 окончил Школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына) и до 1953 был актером Центрального театра Советской Амии. В 1953-1957 работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. В кино впервые снялся еще школьником, в фильме Лео Арнштама «Зоя» (1944). Десять лет спустя И. Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме «Большая семья» (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой — рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии. У Хейфица Баталов снялся еще в четырех картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова — чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.
В «Деле Румянцева» актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей «оттепели». Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 Марк Донской приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького «Мать». Эта роль интересна и тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея — талантливый и обаятельный Николай Баталов.
Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине «Летят журавли» (1957, режиссер М. К. Калатозов, Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения — солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность — таков Борис в исполнении Баталова.
Роль Гурова в экранизации повести Антона Чехова «Дама с собачкой» (1960, режиссер И. Е. Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. ............