Административные процедуры в области госрегистрации недвижимого имущества
Многие субъекты хозяйствования, пришедшие в организации по государственной регистрации и земельному кадастру 12 мая 2009 г., были весьма удивлены - в один день полностью изменился перечень административных процедур, совершаемых Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество) и подчиненными ему организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Очевидно, что принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2009 № 624 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1578» (далее - постановление № 624) было обусловлено Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон об основах административных процедур).
Общая характеристика изменений
Постановление № 624 было зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь лишь 19.05.2009 за № 5/29766, а его официальное опубликование состоялось только 03.06.2009, что никоим образом не способствовало соблюдению принципа гласности в деятельности нормотворческих органов Республики Беларусь. Однако позднее официальное опубликование этого документа не стало единственным его недостатком.
Постановлением № 624 был изложен в новой редакции перечень административных процедур, совершаемых Государственным комитетом по имуществу и подчиненными ему организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2007 № 1578 (далее - Перечень). С одной стороны Перечень сокращен практически в два раза - вместо 162 пунктов в новой редакции предусмотрено 83 пункта, однако его постраничный объем значительно вырос. Таким образом, переработка структуры Перечня коснулась в большей части только объединения существующих пунктов, а само количество административных процедур не было уменьшено.
При поиске определенной административной процедуры в различных редакциях Перечня бросается в глаза неудобство новой редакции. Если ранее, как правило, самостоятельным процедурам отводился отдельный пункт со своим, определенным списком документов, то в новой редакции приходится отсортировывать документы, относящиеся к отдельной процедуре из пункта, содержащего зачастую более 3 процедур. Объединение административных процедур, по всей видимости, было произведено с точки зрения максимального совпадения документов, необходимых для осуществления тех либо иных процедур. Тем не менее, гораздо более удобной представляется работа с разукрупненными пунктами. Необходимо, однако, отдать должное законодателю в том, что настоящая редакция Перечня соответствует требованию п. 2 ст. 3 Закона об основах административных процедур, поскольку предусматривает исчерпывающие перечни документов, необходимых для совершения определенной административной процедуры. Учтена и возможность совершения не поименованной в Перечне процедуры (поскольку Перечнем введен п. 72, который является основанием для совершения подобных процедур).
Положительным моментом является и то, что ряд документов, необходимых ранее для государственной регистрации, исключен из отдельных процедур. ............